|
служит их укрощению. Даже если, повторю, животное не видит от человека
ничего, кроме любви. Видит только любовь, но знает и другое. Не от этого ли
инстинктивного угадывания исходит привязанность живых существ к человеку?
Так и личность должна быть готова убить свою ревность. Иначе с этим
зверем не будет сладу. Я говорю: "готова". Это не значит осуществлять
насилие над чувством ревности и пытаться погубить его. Достаточно иметь в
себе окончательную решимость сделать это во всякий момент, когда возникнет
нужда. Если такая настроенность действительно серьезна и ваша собственная
душа ощутила это, то, скорее всего, ревность присмиреет. Однако успех
укрощения ревности, основанный только на решимости убийства ее, никогда не
будет стойким и продолжительным без иного рода усилий. Эти усилия, как ни
парадоксально, с первого взгляда прямо противоположны "убийственной"
решимости. Человек должен расположиться к своей ревности, проникнуться к ней
добродушием. Спросите ее: "Как поживаешь? Тебе не надоело? Чего ты хочешь?
Может, попытаемся достичь твоих целей вместе?" Ничто так не обескураживает
ревность, как спокойный ровный тон и рассудительность. Нужно принять свои
ревнивые импульсы как простое, не опасное чувство, имеющее право на
существование. Но, как и все живое, не посягающее своим бытием на
существование других чувств и тем более на всю человеческую личность. Едва
только ревность окажется среди многих других чувств и побуждений, как только
она превратится из одинокого и пожравшего все чудовища в одно из существ,
живущих в большом живом сообществе, тотчас в ней начнут происходить
благодатные перемены и она начнет утрачивать свои опасные свойства.
Не оставляйте ревность одну, не позволяйте ей захватить все
пространство души и выжить оттуда другие чувства. Не пытайтесь создать в
себе резкую враждебность к ревнивым импульсам. Не бойтесь, дайте ревности
друга, введите ее в круг чувств, которыми вы живете. И там, среди иных
побуждений, влечений и впечатлений, ревность укротит свой ужасный нрав. Она
может даже стать полезной. Ибо иссушающая и губительная ревнивость,
смиренная другими чувствами, склонна превращаться в ревностность, в рвение,
в немножко глупую рьяность. А без этих качеств, едва ли возможен успех в
деятельности, тем более в деле сложном, необычном и ранее не опробованном.
Также, впрочем, как и во всяком трудном начинании, требующем воли
и
настойчивости. Пусть же то, что нас губит, нам поможет.
P.S. Однако наилучшее средство укротить ревность -- никогда не
встречаться с ней и никогда ее не вызывать. Это единственно
безотказный
метод.
В пессимисте кроется редкая способность пребывать в унынии. На всем
видит он печать скорби, нестойкости, неблагополучия. Даже глядя на солнце,
он не обманывается его сиянием и помнит, что светило не вечно. Постоянно
присутствует в его сознании идея конца и неудачи.
Пессимист не верит в благополучный исход дел. Оттого он -- лучший
знаток и исследователь трудностей. Спокойствие пессимиста дорогого стоит. И
если Вы добились, что ваш замысел не смущает пессимистичную натуру, не
вызывает в ней возражений и недоверия -- тогда смело пускайтесь в
предприятие, успех Вам обеспечен.
Самое упорное сопротивление действительности кажется пустяком по
сравнению с тоской пессимистично настроенной личности. Каковы же истоки
столь удивительного и стойкого чувства?
Вообще-то источники пессимизма разнообразны, но примечательно, что
часто пессимистическое настроение охватывает как раз того, кто всего
пристрастнее относится к делу и к достижению поставленной цели. Пессимист,
как правило, крайне неравнодушное существо. Он только -- благодаря
преданности, делу-- яснее прочих видит тот нелегкий путь, какой предстоит
всякому человеческому начинанию. Пессимист глубже других постиг ту истину,
что в , этом мире мало что зависит от человеческих усилий, и что даже при
наилучшем исходе достигнутое разительно отличается от замысла. Уныние
пессимистичной натуры -- это переживание личности, видящей неосуществимость
идеала. А чем сильнее жажда воплощения, тем глубже уныние.
В пессимисте проявляется породненность человека с трагическим. Люди
смертны, силы их обозримы и возможности имеют очевидный предел. Этот
печальный привкус конечности присутствует во всяком, даже самом счастливом
событии человеческой жизни. Обычно мы склонны его не ощущать, находя
разнообразнейшие способы забытья. Пессимист, напротив, живет в этой правде
нашего существования; он не бежит от нее, и в этом самостоянии перед демоном
печали проявляет редкое мужество и силу духа. Ему открыта неизбывная
трагичность жизни; он угадывает сумерки, которые, словно легкие тени,
присутствуют в ней в самый светлый час.
Поскольку человек сам конечное существо, он испытывает неизъяснимое
тяготение к ситуациям, несущим угрозу его бытию и всему тому, чем он
обладает: будь это положение в обществе, признание друзей, опыт жизни или
любовь близких. Нами овладевает искушение все, чем мы располагаем, поставить
под вопрос, подвергнуть угрозе и опасности. Неверный путь, случается, манит
нас сильнее, чем обещание счастья. В остром испытании себя личность
преступает собственные пределы, переживая горькое и упоительное наслаждение.
|
|