|
группы людей во имя этого искания; есть души, разыскивающие Бога созерцанием
природы и примирением с ее непреложными законами; это - искательницы Духа
Святого.
Подробнее об этом узнаете в Тайнах Каббалы.
Теперь разберем пример Тернера типа Восходящего Треугольника, т. е. типа
Тернеров Великого Аркана.
Тот же Тернер "Архетип - Человек - Природа" наводит на следующее построение,
если его термины понять возможно широким образом в вопросе о ходе событий во
Вселенной. Представьте себе Архетип как нечто гармоничное, андрогинное,
всезнающее, вседовольное, одаренное притом способностью проявления активности и,
соответственно этому, могущее ограничивать сферу этой активности. Как
выражаются обыкновенно,- это Высшее Начало раздваивается на активное и
пассивное проявление, давая этим схему упомянутого треугольника.
Параллельно с этим будем говорить о Человечестве как о едином организме,
клеточками которого будут сущности, носящие на Земле название людей, а на
других планетах, может быть, какое-нибудь другое. Признайте существование таких
клеточек этого организма в дифференцированном виде на всех космических телах -
солнцах, планетах и т. п. - и вы создадите представление о Мировом Человеке,
живущем жизнью коллективной сущности и имеющем Волю согласно Великому Закону
индивидуализации.
Еще говорите о Природе, как результате группировки всех элементов, как
индивидуализированных вашим миросозерцанием, так и неиндивидуализированных, и
эту совокупность мыслите, как динамизированную основными схемами закономерных
проявлений, т.е.- принципом каузальности.
Эти два полюса - Человечество и Природа - будут манифестациями Архетипа: первый
- активной, второй - пассивной по схеме нашего треугольника (здесь термины
"активный" и "пассивный" взяты в относительном, а не в абсолютном значении).
Теперь займемся тернером, явно подходящим под тот же тип тернера Великого
Аркана, а именно тернером "прошедшее - настоящее - будущее".
Ведь настоящее, как момент, определяет своим местонахождением области того, что
мы называем прошедшим и будущим. Не указавши момента, который мы именуем
"настоящим", мы не сумеем разграничить эти области.
"Настоящее" эманирует "прошедшее" и "будущее", причем в прошедшем сказывается
его относительно пассивная, косная сторона (его не переделаешь), а в будущем -
сторона активная.
Сблизив наши два тернера, мы скажем, что Архетип владеет по закону аналогий
настоящим, что Человечеству аналогически принадлежит будущее, а Природа
базирует свои манифестации на аналогии Прошедшего. Идем дальше: Человечество
владеет Будущим по праву Человеческой Свободы при помощи инструмента,
именуемого Коллективной Волей Человечества. Природа базируется на Прошедшем в
форме т. наз. Судьбы, инструментом которой является Рок (слепой, неумолимый, и
потому косный, как бы относительно пассивный).
Архетип обладает свойствами андрогината; это свойство отражается по праву
Вседовольства и Высшей Гармонии в том великом мировом Светильнике, который
именуется Провидением. Провидение соответственно этому нейтрально, андрогинно и
играет роль Света, озаряющего поле деятельности остальных двух элементов.
Обращаю ваше внимание на то, что на нашем языке термин "настоящее" имеет два
значения: одно - касающееся реальности объекта, другое - помещающее объект в
определенный момент времени.
Всякий прием рождения, эманации чего бы то ни было должен быть настоящим для
рождающего, эманирующего, чтобы быть реальным в соответствующем ему плане
жизненных проявлений. Формула внушения должна читаться: "Ты делаешь то-то", а
не "ты сделаешь" или "ты сделал".
Непреложный метафизический или научный тезис также формулируется в настоящем
времени. Ощущение, которое вы будете характеризовать как прошедшее или будущее,
никем не будет признано реальным. Его в лучшем случае назовут туманными
терминами "рефлекс", "галлюцинация" и т. п.
Возвращаясь к нашему тернеру, будем утверждать вместе с Fabre d'Olivet, что
мировая история зиждется на мистическом треугольнике (черт. 5).
Провидение озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется на
созидание Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком, который
гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит в союз с
просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это время история
Человечества носит эволютивный характер.
Если Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в
единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать нельзя: все
зависит от отношения сил Воли и Рока.
Если Человечество сознательно борется своею Волею с Роком, подкрепленным
указаниями Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет. Если,
наконец, Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока, неблагоприятно
оцениваемым Провидением, то реализации оказываются весьма мощными, весьма
ощутительными, но ход истории удаляет мир от принципа Гармонии и будет
нуждаться в последующих исправлениях на пути решения Великой Задачи конечных
целей существования Вселенной. Мировая история в это время инволютивна.
Интересно рассмотреть частное отражение мистического треугольника Fabre
d'Olivet, управляющее ходом событий в жизни души отдельного человека в течение
определенного воплощения (инкарнации) этой души.
Треугольник примет вид чертежа 6-го.
Провидение в отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т. наз.
совесть, которая абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает, а только
|
|