|
Партии: Бахрам ("Семь красавиц"), Пастух ("Весна священная", 1969,
балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, первое исполнение в
Ленинграде), Антоний ("Антоний и Клеопатра"). В 1971-87 в Т-ре им.
Кирова. Первый исполнитель партий: Конрад ("Корсар", 1973, ред. К. М.
Сергеева), Царь Фарсадан ("Витязь в тигровой шкуре", 1985, балетм. О. М.
Виноградов). Исполнял ведущие классич., характерные и мимич. партии:
Базиль, Эспада ("Дон Кихот"), Зигфрид и Рот-барт, Солор; Абдерахман
("Раймонда"), Фрондосо, Батыр; Гар-модий ("Спартак"), Ферхад и Визирь
("Легенда о любви"), Юноша ("Ленинградская симфония"), Квазимодо ("Собор
Парижской богоматери"), Али ("Асият").
В 1987 окончил балетмейстерское отд. Ленингр. коне. В 1987- 90 гл.
балетм. Т-ра им. Махтум-кули.
С 1990 преподаёт в ЛХУ.
Лит.: Ступников И., Р. Абдыев, "ТЛ", 1973, № 22; Образы Р. Абдыева,
"ТЖ", 1975. № 12; Солист балета, "ТЛ", 1976. № 30. Б. А. Илларионов.
АБЛЕЦ Исаак Михайлович (1778-1829), артист, балетмейстер, педагог. В
1792-96 учился в Петерб. театр. школе у И. И. Вальберха. По окончании в
петерб. балетной труппе. С 1807 служил танцовщиком в Москве и занял
ведущее положение, выступая в "благородном" и характерном жанрах. Там же
дебютировал как балетмейстер, пост. балет-дивертисмент "Гишпанские
вечера" (1809), балеты - комич. "Школа Пьеро" и пантомимный "Алжирцы,
или Побеждённые морские разбойники" (оба 1812). Наиболее оригинальны
патрио-тич. балеты-дивертисменты на муз. рус. песен и плясок, созданные
им под впечатлением событий Отеч. войны 1812. Особой популярностью
пользовался "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" С. И. Давыдова (1815),
выделялись также: "Подмосковная девушка", "Сельский праздник" (оба
1812), "Макарьевская ярмарка", "Праздник донских казаков" (оба 1815),
"Масленица" (1816), "Свадебный сговор при возвращении ратников на
родину" (1817). В 1815 создал балетное переложение комич. оперы М. М.
Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват". Новатор в области
характерного танца, А. как педагог строго соблюдал правила ака-демич.
школы. В 1817 оставил сцену.
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л.- М., 1958; Гозенпуд А., Музыкальный т-р в России. От истоков до
Глинки, Л.. 1959. В. М. Красовская.
АБОЛЙМОВ Пётр Фёдорович [3(16).8.1904, Петербург - 22.9.1977,
Москва], сценарист, театровед. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974). В 1950
окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. Автор сценариев: "Доктор Айболит" И. В.
Морозова (1947, Новосибирский т-р), "Медный всадник" (1949, Т-р им.
Кирова), "Миранд о-лина" С. Н. Василенко (1949, Большой т-р, совм. с В.
А. Варко-вицким), "Берег счастья" А. Э. Спадавеккиа (1948), "Лесная фея"
Ю. П. Ефимова (1960; оба в Т-ре им. Станиславского и
Немиро-вича-Данченко), "Сакта свободы" А. Скулте (1950, Рижский т-р),
"Левша" Б. А. Александрова (1954, Свердловский т-р; 1976, Т-р Кирова),
"Последний бал" Ю. С. Бирюкова (1961, Челябинский т-р), "Золотопряхи" Э.
Каппа (1956, т-р "Эстония", совм. с Л. Алгвере). Автор статей о балете.
М. С. Клеймёнова.
АБРАМОВ (псевд. Т р у в и т) Александр Иванович (1900, Москва - сент.
1982, там же), балетный критик. Брат А. И. Абрамовой. Особое внимание
уделял новым течениям в хореографии 1920-х гг., студиям, танц. эстраде,
в частности творчеству К. Я. Голейзовского, Н. М. Фореггера, Л. И.
Лукина. Поддерживал поиски нового в иск-ве танца, выступал против
отживших форм старого балета, настаивая на сохранении высокого уровня
профессионализма.
Соч.: Наивному "эксцентрику", "Эрмитаж", 1922, № 10; Последний
Голейзовский, там же, 1922, № 15; О продукциях Голейзовского, "Зрелища",
1923, № 10; Балет и танец в Москве, "Эхо", 1923, № 13.
Н. Ю. Чернова.
АБРАМОВА Анастасия Ивановна [17(30).6.1902, Москва - 26.6.1985, там
же], артистка. Засл. арт. РСФСР (1947). Сестра А. И. Абрамова. В 1917
окончила МХУ (педагог В. Д. Тихомиров). В 1918-48 в Большом т-ре. Одна
из ведущих балерин 20-х гг. Первая гл. партия -Лиза (1922). Партии:
Маша ("Щелкунчик"), Балерина ("Петрушка"), Аврора, Сваниль-да; Белая
кошечка ("Спящая красавица"), Коломбина ("Карнавал", возобн. В. А.
Рябцева), Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Тао Хоа; Метельщица
("Футболист", 1930, балетм. Л. А. Лащилин, И. А. Моисеев, первое
исполнение),
Жанна ("Пламя Парижа", 1933, балетм. В. И. Вайнонен, первое
исполнение). Женственная, обаятельная танцовщица, А. соединяла в танце
чёткость, грациозность движений с иск-вом плас-тич. полутонов. Выступала
в конц. программах К. Я. Голейзов-ского.
Лит.: И в инг В. П., А. И. Абрамова, М., 1928; Чернова Н., От Гельцер
до Улановой, М., 1979. Н. Ю. Чернова.
АДАМОВИЧ Елена Михайловна [21.2(5.3).1890, Москва - 12.10.1974, там
же], артистка. Засл. арт. Республики (1933). По окончании Моск. театр.
уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров) в 1908-36 солистка Большого т-ра.
Партии: Аврора и Белая кошечка ("Спящая красавица"), Пастушка ("Любовь
быстра"), Одетта (пост. Вл. И. Немировича-Данченко и А. А. Горского),
Богатая испанка ("Испанское каприччио"), Гюль-нара ("Корсар"), Мерседес
и Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Чага ("Половецкие пляски"), Айя
|
|