|
возродились забытые ранее жанры - одноактного балета, балета-плаката,
сатирического балета, балетной симфонии, хореографической миниатюры,
расширилась тематика балетного спектакля, обогатилась лексика. В этом
процессе обновления значительная роль принадлежала Л. В. Якобсону.
Хореограф неустанно искал новые средства художественной выразительности,
использовал в балете образность других искусств. На балетные сцены
России вышло новое поколение исполнителей, в первые годы своего
творчества ставшее союзником хореографов новой волны: М. Н. Барышников,
Н. И. Бессмертнова, В. В. Васильев, И. А. Колпакова, М. Л. Лавровский,
М.-Р. Э. Лие-па, Н. Р. Макарова, Е. С. Максимова, Р. X. Нуреев, А. Е.
Осипенко, А. И. Сизова, Ю.В. Соловьёв, Н. И. Сорокина, Н. В. Тимофеева.
После интенсивного подъёма балетного искусства в 1960 - начале 1970-х
гг. наступило замедление в его развитии, когда на основных сценах
создавалось мало нового, значительного, многие постановки были
эпигонскими. Тем не менее экспериментальная работа не останавливалась и
в эти годы, когда создавали спектакли М. М. Плисецкая, В. В. Васильев,
Н. Н. Боярчиков, Г. Д. Алексидзе, Д. А. Брянцев.
В конце 80-х - начале 90-х гг. значительно увеличилось число
гастролей за рубежом как балетных трупп крупнейших оперно-балетных
театров, так и небольших коллективов, специально созданных с
коммерческими целями. Начиная с 1970-х гг. русские артисты, ощущая свою
невостребованность в устаревшем и бедном репертуаре театров, стали всё
чаще работать за границей. Первым вынужден был остаться за рубежом
Нуреев, за ним последовали Макарова, Барышников; позднее, когда подобная
практика легализовалась, за границей стали работать, подчас ставя
спектакли и даже возглавляя балетные труппы в США и Европе, Григорович,
Виноградов, а также Плисецкая, Васильев и др. В составе многих
зарубежных коллективов работают русские танцовщики младшего поколения.
С 1970-х гг. в русском хореографическом искусстве наметился новый для
нашей страны процесс - возникновение балетных трупп, независимых от
оперно-балетных театров (коллективы, возглавляемые Якобсоном, Касаткиной
и Василёвым, Б. Я. Эйфманом). В конце 1980-х - начале 1990-х гг. их
число увеличивается, среди них появляются студии свободного танца, танца
модерн или использующие новую лексику, сочинённую руководителями
коллективов. При этом академический балет, как и школа классического
танца, по-прежнему остаётся ведущим. Приобщение к другим формам
хореографии, получившим широкое развитие во всём мире, только
начинается.
В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова.
АБАЙДУЛОВ Гали Мягазович (р. 15.2.1953, Ленинград), артист,
балетмейстер. По окончании ЛХУ (педагог А. А. Павловский) в 1971-77 в
Оперной студии Ле-нингр. коне. (Буратино в балете "Золотой ключик"). В
1977-93 в Ленингр. Малом т-ре. Первый исполнитель партий: Шпигельберг
("Разбойники", 1982, балетм. Н. Н. Боярчиков), Хозяин ("Легенда о птице
Доненбай", 1983), Гадкий утёнок ("Гадкий утёнок", 1984; оба балетм. Л.
С. Лебедев). Др. партии: Мисаил ("Царь Борис"), Панталоне ("Слуга двух
господ"; оба 1978, балетм. Боярчиков, первое исполнение в Ленинграде),
Арап ("Петрушка"), Дрос-сельмейер; Аполлон Аблеухов ("Петербург").
Исполнив партию
Модеста Алексеевича в телебалете "Анюта" (1982, балетм. В. В.
Васильев; Гос. пр. РСФСР, 1984), первым выступил в данной партии и в
театр. варианте этой пост. (1986, т-р "Сан-Карло", Неаполь),
впоследствии приглашался для её исполнения в Большой т-р. Артистичный,
пластически выразит. танцовщик, обладающий редким мимич. даром, тонко
чувствующий совр. хореогр. стиль, А. придаёт своим персонажам гротескную
окраску. В 1987 окончил балетмейстерский ф-т ГИТИСа (педагоги Е. С.
Максимова и Васильев). Пост. телебалеты "Чаплиниана" на муз. Ч. Чаплина
(1987, А. - Клоун и Диктатор) и "Лунный свет" на муз. Б. Гудмена (1993,
А. - в гл. роли); танцы в теле- и кинофильмах, драм. спектаклях и на
эстраде. Снимался в телебалетах "Старое танго" (1979), "Последняя
тарантелла" (1992), телеэкранизации балета "Семь красавиц" (1982).
Лит.: Белова Е., Артист телевизионного балета, "ТВ - Р", 1985, № 6.
Е. П. Белова.
АБАШЕВА Вера Павловна (р.. 10.5.1956, пос. Верх-Нейвинск Свердловской
обл.), артистка. Засл. арт. РСФСР (1989). По окончании Пермского
хореогр. уч-ща (педагог Л. П. Сахарова) с 1974 в Свердловском т-ре.
Первая исполнительница партий в пост. Ал. А. Дементьева: Леди Макбет
("Макбет", 1983), Комиссар ("Комиссар", 1985), Мадам Грицацуева
("Двенадцать стульев", 1987). Др. партии: Одетта-Одиллия, Ни-кия,
Жизель, фея Сирени, Кармен; Анна ("Анна Каренина"), Клеопатра ("Антоний
и Клеопатра"), Эгина; Беатриче ("Слуга двух господ"), Хозяйка Медной
горы. Танцу А. присущи музыкальность, чистота линий, естественность
сценич. существования, умение укрупнить характер и одновременно выявить
сокровенное В Нём. Л. В. Барыкина.
АБДЫЕВ (А в д ы е в) Реджеп-мырат (Реджеп) (р. 18.7.1947, с.
Говешут Ашхабадской обл., Туркмения), артист, балетмейстер, педагог.
Засл. арт. Туркм. ССР (1976). В 1966 окончил Ташкентское хореогр. уч-ще
(педагог И. М. Проценко), в 1968 - класс усовершенствования ЛХУ
(педагоги А. И. Пушкин, Г. Н. Селюц-кий). В 1966-69 в Т-ре им.
Мах-тумкули. Партии: Альберт, Зигфрид. В 1969-71 в Ленингр. Малом т-ре.
|
|