Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: "Большая российская энциклопедия" - РУССКИЙ БАЛЕТ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-
 
хореогр. исканий и, что особенно ценно,  отражено  становление  науки  о
балете, у истоков к-рой стоял сам  Слонимский  и  его  учителя.  Большое
значение для изучения балета 1920-60-х гг.  имело  издание  сб.  "Касьян
Голейзовский. Жизнь и творчество" (1984; составители В. П.  Васильева  и
Чернова, вступит. статья Черновой). От 1920-х гг. ведёт повествование  и
книга-брошюра А. А. Соколова-Каминского "Сов.  балетная  школа"  (1983).
Моск. балету посвящены  воспоминания  А.  М.  Мессерера  "Танец.  Мысль.
Время" (1979) и С. С. Холфиной "Вспоминая мастеров моек. балета" (1990).
   С 60-х гг. учёные начали систематизацию фактологич. материала по рус.
балету. В 1966 вышел первый в отечеств.  Б.  словарь-справочник  "Всё  о
балете" (сост. Суриц). В 1974 - словарь-справочник "Мастера танца" А. Б.
Дегена и И. В. Ступникова. В  него  вошли  имена  всех  деятелей  балета
Петрограда - Ленинграда (2-е изд., "Ленингр. балет. 1917- 1987",  1988).
В 1981 вышла в свет первая в  истории  рус.  театроведения  энциклопедия
"Балет", суммирующая состояние балетного т-ра и Б., дающая общую картину
хореогр. жизни в мире; в 1985 - сб. "Сов. балеты", включающий сведения о
композиторах балетных партитур и краткие либретто.
   Тема  становления  сов.  школы  классич.  танца  развивается  в  трёх
монографиях,   посвящённых   А.   Я.   Вагановой   ("А.   Я.   Ваганова"
Богданова-Березовского, 1950;
   "Агриппина  Ваганова"  Кремшев-ской,   1981,   "Агриппина   Яковлевна
Ваганова" Красовской, 1989).
   С 1974 издавались сб. "Музыка и хореография совр. балета". Работа над
ними, объединив музыковедов и балетоведов, обогатила науку о танце.  Эта
тема получила  развитие  в  книгах  И.  Я.  Вершини-ной  "Ранние  балеты
Стравинского" (1967), С. В. Катоновой "Музыка сов. балета" (1980), Ю. А.
Розановой "История рус. музыки. П. Чайковский" (1981), Р. Г.  Коса-чёвой
"О  музыке  зарубежного  балета"  (1984),  К.  Л.  Мелик-Пашаевой  "Роль
сюитности в музыкальной драматургии "Раймонды" А. Глазунова" (1987).
   В 1980-е гг. исследователи  стали  писать  о  60-х  гг.  уже  как  об
истории, подводить первые итоги реформы, начатой Григоровичем, Бельским.
Книгой, начавшей новую дискуссию о путях развития балета, был сб. статей
Гаевского  "Дивертисмент"   (1981),   где,   в   частности,   критически
оценивалась совр. ситуация в Большом  т-ре,  говорилось  об  окостенении
недавно  казавшихся  новыми  дра-матургич.  форм  балетного  действия  в
балетах Григоровича 70-х гг.,  о  выхолащивании  принципов  симфонизации
танца, а главное - содержательных мотивов хореогр.  иск-ва,  потерявшего
связи с современностью. Книга Гаевского  подверглась  резкой  официозной
критике. Обсуждение проблем совр. балета было прекращено и в критике,  и
в Б., к-рое  вынуждено  было  апеллировать  только  к  открытиям  рубежа
1950-60-х гг.  Балетоведч.  работы,  как  правило,  посвящались  истории
балетных  трупп,  портретам  актёров,  хореографов  ("Балерины"  В.   В.
Носовой, 1983; "Большой т-р" Бочарниковой, 1987;
   "Путь в Большой балет" Короб-кова, 1989; "Большой т-р Сибири"  В.  В.
Ромма, 1990).
   Одна из кардинальных тем дискуссий 1980-х  гг.  -  проблема  классич.
наследия. Ещё на рубеже 1960-х гг. на необходимости  сохранить  хореогр.
шедевры,  бережно  относиться  к  авторскому  тексту  старинных  балетов
настаивал Слонимский, позже - Гусев. В 1980-е гг. дискуссию продолжил ж.
"Сов.  балет".  Выявились  разные  точки   зрения   на   проблему,   как
отстаивающие неприкосновенность классич. хореографии, так и  допускающие
редактирование, изменение драматургии балетного действия.  Но  аналитич.
наблюдения над совр. состоянием балетного иск-ва не приобрели  теоретич.
законченности. Такая же ситуация создалась и  в  балетной  публицистике.
Неизменность эстетич. и методологич. принципов анализа, удерживающихся с
конца 1960-х гг., не способствовала становлению Б. как науки.  Итоги  её
довоенному развитию были подведены  в  работе  Черновой  "Балет"  в  кн.
"История театроведения народов СССР. 1917- 1941" (1985).
   В 1980-90-е гг.  Б.  обогатилось  исследованиями  бытования  танца  в
смежных т-ру сферах - на эстраде, на льду, на телеэкране. Вышли  в  свет
книги "Дух состязания  и  танца"  Аркиной  (1974),  "Танец  на  эстраде"
Шереметьевской  (1985),  "Ракурсы  танца.  Телевизионный  балет"  Е.  П.
Беловой (1991).
   В этот период в рус. Б. работает неск. поколений исследователей.  Те,
кто способствовал реформе хореогр. т-ра на  рубеже  1950-  60-х  гг.,  -
Аркина,   Бочарникова,   Ванслов,   Карп,   Красовская,    Крем-шевская,
Львов-Анохин, Н. М. Са-довская, Суриц, В. В. Прохорова,  А.  Э.  Чижова,
Шереметьевская, Шумилова, Эльяш; начавшие в те  годы  жизнь  в  балетной
критике - Гаевский, С. А. Давлекамова, Деген,  Добровольская,  Ильичёва,
В. В. Киселёв, Л. А. Линь-кова, Луцкая,  М.  И.  Малков,  Петров,  Ромм,
Соколов-Каминский,  Ступников,  Тейдер,   В.   И.   Уральская,   Г.   В.
Челом-битько (Беляева), Чернова;  выросшие  на  практике  1970-80-х  гг.
-Белова, И. Д. Бордюк, Зозу-лина,  Т.  Е.  Кузовлева,  Коробков,  Е.  В.
Литвинская (Ерофеева), В. А. Майниеце, Розанова, И. Р.  Скляревская,  А.
Н. Тыминский. На рубеже 1980-90-х гг. выступили Л. В.  Барыкина,  Т.  В.
Воль-фович, Е. П. Деревщикова, В. И. Иванов, Т.  А.  Казаринова,  Т.  А.
Кузнецова, Е. К. Ланецкая (Ткач), С. В. Наборщикова, Е. Г. Федоренко, И.
Г. Яськевич, появились первые публикации  Е.  Р.  Губайдуллиной,  Э.  Н.
Роговой, Н. Г. Колесовой, А. А. Фирера.
   Н. К). Чернова.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-