Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: "Большая российская энциклопедия" - РУССКИЙ БАЛЕТ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-
 
   "Жизнь в балете" (1966) и "Молодые годы ленингр. балета" (1978) M. M.
Михайлова.   В   1976   коллектив   исследователей   (Суриц,    Чернова,
Шереметьевская,  Красовская,  В.  И.  Берёзкин)  выпустил  книгу   "Сов.
балетный т-р. 1917- 1967", в к-рой на материале моек. и ленингр.  балета
были  заново  рассмотрены  осн.  этапы  и  проблемы  развития  отечеств,
хореографии. В 1981  был  создан  ж.  "Сов.  балет"  (с  1991  "Балет"),
начавший публиковать материалы по истории хореографии, освещать  текущую
жизнь балетного т-ра. Теоретич.  исследования  вели  Карп  ("О  балете",
1967; "Балет и драма", 1980), Ванслов ("Балеты  Григоровича  и  проблемы
совр. хореографии", 1968; 2 изд., 1971,  и  "Статьи  о  балете",  1980),
Лопухов  ("Хореогр.  откровенности",   1972),   Добровольская   ("Танец.
Пантомима. Балет", 1975).  Переиздавая  книгу  Фокина  "Против  течения"
(1981), Добровольская ввела в обиход новые материалы, опубликовала новую
вступит, статью.
   К кон. 1960-х гг. на балетной сцене возобладал образный танец, начало
к-рому  в  20-е  гг.  было  положено   в   балетах   Фокина,   Лопухова,
Голейзовского, развивавших  традиции  рус.  школы  хореографии.  Вскоре,
однако, стали обнаруживаться издержки этого  широко  распространившегося
течения; вытеснение пантомимы чистым  танцем,  а  характерного  танца  -
классическим  привело  к  размыванию  сюжетной   драматургии   балетного
действия. Балетные критики искали пути противостояния засилью формальной
танцевальности, вырисовывались  новые  взаимоотношения  между  сценарной
драматургией,  музыкой  и  её  хореогр.  воплощением   (ст.   Красовской
"Новаторство и традиции",  в  её  кн.  "Статьи  о  балете",  1967),  ст.
Слонимского "Снова в  пути",  завершающая  его  книгу  "В  честь  танца"
(1968).
   В 1970-80-е гг.  серией  монографий  "Солисты  балета"  о  крупнейших
балеринах и танцовщиках современности и представителях первого поколения
сов.  исполнителей  заявили  о  себе  и  зрелые  и  молодые  балетоведы:
Рославлева ("Шрис Лиепа", 1978),  M.  A.  Ильичёва  ("Ирина  Колпакова",
1979; "Аскольд Макаров", 1985),  В.  А.  Тейдер  ("Александр  Лапау-ри",
1980),  M.  E.  Константинова  ("Екатерина  Максимова",  1982),  А.   В.
Солодовников ("Ольга Лепешинская", 1983), Красовская ("Никита Долгушин",
1985), H. H. Зозулина ("Алла  Осипенко",  1987),  Львов-Анохин  ("Сергей
Корень", 1988), E. M. Гришина ("Николай Фадеечев", 1990), О. И. Розанова
("Елена Люком", 1983).
   Среди книг, посвящённых иск-ву мастеров балета 1930-50-х гг.:
   "Леонид  Михайлович  Лавровский.  Документы.  Статьи.   Воспоминания"
(1983), книга В. И. Ивашнёва и К. В. Ильиной "Ростислав Захаров. Жизнь в
танце" (1982). В 1970-80-е  гг.  историки  балета  стремились  заполнить
белые пятна истории хореографии ("Рус. балетная критика  конца  XVIII  -
1-й половины XIX в." О. А. Петрова, 1981). Была начата серия  "Сокровища
рус. хореографии", предполагавшая развёрнутый анализ и подробную сценич.
историю классич. балетов ("Лебединое озеро" Демидова, 1985;
   "Спящая красавица" Константиновой, 1990). Важным событием в  рус.  Б.
стал выход в свет спустя 50 лет после написания  фундаментального  труда
Блок "Классический танец. История и современность" (1987).
   Проблемам  зарубежной  хореографии  были  посвящены:  "Англ.   балет"
Рославлевой (1959), "Драматургия  балетного  т-ра  XIX  в."  Слонимского
(1976), "Ролан Пети" Чистяковой (1977). В 1979 вышла в свет первая часть
труда Красовской "Западно-европейский балетный т-р. От истоков  до  сер.
XVIII в.", в 1981 - "Эпоха Новерра", в 1983 - "Прероман-тизм",  в  к-рых
дана картина развития балетного т-ра, его образной системы,  становления
специфики хореографии.
   Лит-ра о зарубежном балете, всё более обогащаясь,  стала  включать  в
себя мемуары совр. мастеров мирового балета: "Я -  балерина"  И.  Шовире
(1977), "Мгновенье в  жизни  другого"  М.  Бежара  (1989);  воспоминания
мастеров рус. зарубежья - "Девушка в  синем"  Н.  А.  Тихоновой  (1992),
"Воспоминания" М. Ф. Кшесин-ской (1992),  сборник,  поев.  пребыванию  в
России А. Дункан ("Айседора", 1992). Таким  образом,  заполнялись  белые
пятна в истории рус.  балета  начала  столетия,  его  связей  с  мировой
хореогр. культурой. Заново разрабатывалась история рус. балета, особенно
рубежа 19-20  вв.,  1920-х  гг.  и  проблематика  совр.  хореографии.  В
статьях,   посвящённых   иск-ву   20   в.,    внимание    исследователей
сконцентрировалось на теме дяги-левских Русских сезонов; были  проведены
науч. конференции, поев. С.  П.  Дягилеву  (Пермь,  1989),  опубликованы
материалы первых Дягилевских чтений (статьи  Суриц  "Рус.  балет  Сергея
Дягилева и мировая хореография XX в.", Петрова ""Спящая красавица" - две
точки зрения" и др.). Сюда же примыкают брошюра Аркиной  "Анна  Павлова"
(1981), статьи Суриц "Серж Лифарь и Парижская  опера  30-х  гг."  ("СБ",
1987, № 3), Н. И. Ончуровой "Две постановки балета "Саламбо""  (там  же,
1987, № 2), С. Н. Короб-кова "Мейерхольд в муз. т-ре" (там же,  1985,  №
5). Переоценка ценностей, предпринятая с 1960-х гг. в  отношении  балета
нач. 20 в. и иск-ва танца  1920-х  гг.,  нашла  отражение  в  кн.  Суриц
"Хореографическое иск-во двадцатых  годов"  (1979,  книга  переиздана  в
США).
   Большую роль в переосмыслении иск-ва 1920-х, а  потом  и  1930-  40-х
гг.,  освоении  нового  фактич.  материала  сыграли   мемуары   деятелей
хореографии. В книге Слонимского "Чудесное было  рядом  с  нами"  (1984)
даны  творч.  портреты  мастеров  балета  тех  лет,  воссоздана  история
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-