|
периода положений социалистич. реализма; первостепенное значение при
этом уделялось драматизации действия, его лит. основе. Своеобразным
итогом науч. исследований о балете 40-х гг. и первым обобщающим трудом
по истории многонациональной сов. хореографии стала кн. Слонимского
"Сов. балет" (1950), где был систематизирован и обобщён с точки зрения
социо-логич. идей времени материал четырёх десятилетий истории сов.
балета; автор обвинял Лопухова в формализме, Голейзовского - в
декадентстве, выдвигал на первый план жанр балета-пьесы и при этом
подчёркивал национальное многообразие сов. хореографии.
В период с 1920-х и вплоть до нач. 50-х гг. немалую роль в рус. Б.
сыграли выступления критиков, историков драматич. т-ра, музыковедов -Д.
Л. Тальникова, С. С. Мокульского, М. С. Друски-на, И. И. Юзовского, В.
М. Богданова-Березовского - прежде всего по проблемам исполнительского
мастерства. Позже особое значение обрела публикация кн. М. И. Иофьева
"Профили искусства" (1965), объединившая его статьи предыдущих лет. С
кон. 1950-х гг. в жанре эссе-портрета начал выступать В. М. Гаевский, в
жанре творч. портрета - Б. А. Львов-Анохин. О периферийной и моек.
творч. жизни писал Н. И. Эльяш. Споры о путях развития отечеств,
хореографии отразили процесс освобождения от догм, происходивший в эти
годы в стране. С возвратом балета к собств. природе, освоению новых тем
и конфликтов, многообразию хореогр. стилей, с обогащением выразит,
средств балетного иск-ва связан новый этап развития Б. и балетной
критики. В защиту новых эстетич. принципов развития балетного т-ра, в
поддержку решит, преобразований в отечеств. хореографии, начатых
премьерой балета "Каменный цветок" С. С. Прокофьева в пост. Ю. Н.
Григоровича (1957), выступили Гусев, M. M. Габович, В. В. Ванслов, В. M.
Красовская, П. M. Карп, В. В. Чистякова, Е. Я. Суриц. Дискуссии о
специфике балетного иск-ва достигли кульминации на теоретич. конференции
(1960), особенно в полемике, к-рую вели Л. M. Лавровский и сторонники
драмбалета, с одной стороны, и Слонимский, А. И. Сохор, Красовская, - с
другой (сб. "Муз. т-р и современность. Вопросы развития сов. балета",
1962). В сб. статей проделавшего трудный путь творческой эволюции
Слонимского ("В честь танца", 1968), Красовской ("Статьи о балете",
1967), в книгах Чистяковой ("В мире танца", 1964), публикациях в прессе
А. А. Авдеенко, И. Е. Аркиной, Э. В. Бочарнико-вой, Ванслова, Гаевского,
А. Т. Дашичевой, А. П. Демидова, Г. Н. Добровольской, Г. В. Иноземцевой,
Карпа, Е. Л. Луцкой, Львова-Анохина, Н. Ю. Черновой, Н. Е.
Шереметьевской, Э. И. Шумиловой и др. отстаивались условность природы
хореогр. иск-ва, танц. образность, усложнение режиссёрских и актёрских
задач, новый нравственно-психологич. конфликты, воплотившиеся в
спектаклях Григоровича, И. Д. Бельского, О. M. Виноградова, Н. Д.
Касаткиной и В. Ю. Василёва, Н. Н. Боярчикова, анализировалось иск-во
танцовщиков поколения 1960-х гг. - И. А. Колпако-вой, А. А. Макарова, M.
M. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, M. Л. Лавровского, Е. С. Максимовой,
В. В. Васильева, M. Э. Лиепы. В период обществ. подъёма 1950-х - нач.
1960-х гг. появилась кн. "Против течения" (1962) - сб. воспоминаний,
статей, писем Фокина. Вступит. статья Слонимского впервые в отечеств. Б.
предлагала объективный анализ иск-ва Фокина, определяла его место в
истории мирового и рус. балета начала века, сосредоточивая внимание на
волновавшей в 1960-е гг. практиков и теоретиков балета фокин-ской театр,
реформе. Этот период был отмечен публикацией фундаментального
исследования Красовской по истории рус. балета ("Русский балетный т-р от
возникновения до сер. XIX в.", Л.- M., 1958; "Рус. балетный т-р второй
пол. XIX в.", Л.-М., 1963;
"Рус. балетный т-р нач. XX в.", Л., 1971-72, ч. 1 -Хореографы, ч. 2 -
Танцовщики), теоретически осмыслившего основные этапы развития рус.
хореографии, её нац. особенности. Одновременно вышли значит, работы,
посвящённые конкретным явлениям, именам в истории балета:
"П. И. Чайковский и балетный т-р его времени", 1956; "Дидло", 1958;
"Балетные строки Пушкина", 1974, - все Слонимского; сб. "Ма-риус
Петипа. Материалы, воспоминания, статьи" (1971); работы Красовской
("Анна Павлова", 1964; "Нижинский", 1974), О. M. Мартыновой ("Екатерина
Гель-цер", 1965), Эльяша ("Русская Терпсихора", 1965; "Пушкин и балетный
т-р", 1970; "Авдотья Истомина", 1971), Бахрушина ("История рус. балета",
1965), сб. "В. Д. Тихомиров" (1971). Начала выходить серия брошюр
"Сокровища сов. балетного т-ра": Слонимского - "Тщетная
предосторожность" (1961), Фокина - "Умирающий лебедь" (1961),
"Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского (1963). Расширилось изучение
совр. балета, изданы монографии, поев. мастерам хореографии: "Наталия
Дудинская" Г. Д. Кремшевской (1964); "Алла Шелест" (1964), "Галина
Уланова" (1970) и "Мастера большого балета" (1976) Львова-Анохина;
"Марина Семёнова" С. Г. Ивановой (1965); "Майя Плисецкая" Н. П.
Рославлевой (1968); "Балетмейстер Леонид Якобсон" (1968) и "Фёдор
Лопухов" (1976) Добровольской, "От Гельцер до Улановой" Черновой (1979);
сборники "Ленингр. балет сегодня" (в. 1-2, 1967-68),
"Алексей Ермолаев" (1974), "Михаил Габович" (1977), "Константин
Сергеев" (1978) и др., мемуары деятелей балетного т-ра:
"Я - балерина" (1964) и "О том, что дорого" (1984) Т. M. Вечесло-вой,
"Шестьдесят лет в балете" Лопухова (1966), "О себе, о музыке, о балете"
Ю. Ф. Файера (1970);
|
|