|
Михайловским, В. Н. Морозовой, Р. В. Купреевым), "Шекспи-риана" на муз.
Г. Пёрселла и Чайковского (по балетам "Павана мавра", "Гамлет", "Ромео и
Джульетта"; 1988, балетм. Рыженко, X. Лимон, реж. и оператор те же; с
Долгушиным, Смирновой, Комлевой) - все телефильмы-балеты сняты в т/о
"Экран"; "Египетские ночи" (1988, "Лентелефильм", хореография Фокина,
балетм. Сергеев, реж. Е. В. Попова, оператор И. А. Попов; с А. А.
Асылмурато-вой, Ф. С. Рузиматовым, А. П. Дмитриевой), "Ковбои" на муз.
Дж. Гершвина (1990, "Союз-телефильм", балетм. Брянцев, реж. Слидовкер,
оператор Тафель; с Г. Н. Крапивиной и Кирилловым).
Среди фильмов-концертов: "Хореографическая симфония" (1971, реж.
Слидовкер, оператор Ф. А. Кефчиян; с Бессмертновой, Лавровским,
Максимовой), "Дуэт" (1973, реж. и оператор те же; с Максимовой и
Васильевым), "Хореографические новеллы" (1973, реж. Граве, оператор
Тафель; с Плисецкой, Н. И. Сорокиной, Ю. К. Владимировым) - все
фильмы-концерты сняты в т/о "Экран"; "Свидание с Терпсихорой" (1982,
реж. Попова, оп. П. Л. Засядко; с Колпаковой, Комлевой, А. И. Сизовой),
"Раймонды многоликий образ" (1983, реж. тот же, оп. Р. Л. Черняк; с
Комлевой, Г. С. Мезенцевой, Л. А. Кунаковой) - оба фильма-концерта сняты
на "Лентелефиль-ме"; "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии"
(оба 1985, Гл. ред. муз. программ ЦТ, реж. Н. Ф. Шевченко, М. Н.
Доценко, оператор О. М. Богданов; с Максимовой, Васильевым), "Гран па в
белую ночь" (1987, реж. О. М. Виноградов и Ю. В. Серов, оператор Б. X.
Волох; с Бежаром, Асылмуратовой. О. И. Ченчиковой, Рузиматовым,
Мезенцевой), "Темы к размышлению" (1988, реж. К. В. Артюхов, оператор
Засядко; с Н. Р. Макаровой, А. Е. Осипенко, Виноградовым) - все
фильмы-концерты сняты на "Лентеле-фильме".
Лит.: Чернова Н., В поисках контактов, в сб.: Музыка и телевидение,
в. l. M., 1978; Вартанов А., Герой фильма - музыка, в сб.: Большие
проблемы малого экрана, М.. 1981; Белинский А., Старое танго, М., 1988;
Белова Е., Еще раз о балете, "ТВиР", 1990. № 8; ее же. Ракурсы танца.
Телевизионный балет, М., 1991.
Е. П. Белова. "БАЛЕТ ОБ ОРФЕЕ", танц. действо в 3 частях. Комп. Г.
Шюц (?). 13.2.1675?. Подмосковная резиденция царя Алексея Михайловича
-село Преображенское, балетм. Н. Лима.
Г. В. Иноземцева.
"БАЛЕТ РОССИИ", см Власов С. К.
"БАЛЕТ ЦВЕТКОВ", одноактный балет. 21.8.1745, Петербург, при театр,
представлении "Соединение любви и брака", данном "на торжественное
брачное сочетание Их Императорских Высочеств Великого Князя Петра
Фёдоровича и Благоверной Государыни Великой Княгини Екатерины
Алексеевны". Сцен. и балетм. А. Ринальди; Роза - А. Сергеева, Рененкул -
Е. Борисова (?), Анемон - Граньяк и А. Аврамова, Зефир - Т. Ле Брюн,
Борей - С. Брюхов. Г. Н. Добровольская.
БАЛЕТОВЕДЕНИЕ, наука о балете, включающая теорию, историю
хореографии, а также балетную критику. Первые сообщения о балетных
представлениях в России появились во 2-й пол. 18 в. Подобно тому как
русский балет в своём самоопределении неизбежно должен был пройти период
освоения достижений зап.-европ. проф. хореографии, худож.-теоретич.
сознание в России (в частности, балетная критика) должно было
приобщиться к мировой худож.-эстет, мысли. Этот процесс начался в кон.
18 - нач. 19 вв. В 1779 в газ. "СанктПетерб. вестник" было опубликовано
"Краткое известие о театр, в России представлениях от начала их до 1768"
Я. Штелина, где автор выявил особенности рус. танца, отметил в нём
слияние достижений франц. и итал. проф. балетных школ с рус. танц.
традициями. Соч. франц. исследователя балета Л. Каюзака и балетмейстера
и теоретика Ж. Ж. Новера легли в основу "Танц. словаря" (1790), в
предисловии к к-рому выделены: механика, или хореописание; поэтика;
история танца. В 1803- 1804 в Петербурге издан классич. труд по теории
хореографии 18 в. "Письма о танце" Новера. В 1806 вышел в свет "Новый
словотолко-ватель", в к-ром особенности танц. иск-ва получили более
законченное определение и где гл. объектом хореогр. отображения были
названы человеческие чувства. В статьях литератора и историка А. И.
Тургенева, опубликованных в ж. "Вестник Европы" ("О плясанье и танцах" и
"О танц. иск-ве", 1810; "О балете", 1811), говорилось, что танец должен
выражать ситуации, тяготеющие к обобщениям, утверждалось его
равноправное положение в ряду др. иск-в; балет делится на 2 осн.
категории-"чистый", бессюжетный, и сюжетно-фабульный, действенный.
Начало формирования проф. рус. школы танца привлекло к балету в 1-й
четв. 19 в. внимание деятелей рус. культуры. Г. Р. Державин, А. С.
Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. Н. Давыдов, П. А. Вяземский оставили ценные
для истории рус. балета впечатления об иск-ве танца современных им
мастеров - Ш. Дидло, А. И. Истоминой, Е. А. Телешевой, Т. И.
Глушковской. В 1830-е гг. началось изучение конкретных хореогр. произв.
текущего репертуара. В этот период балетные заметки в газ. "Сев. пчела",
"Молва", "Галатея", "Худож. газета", "Моск. ведомости", "Моск.
наблюдатель", "Моск. телеграф", как правило, ограничивались пересказом
содержания спектаклей, внимание акцентировалось на исполнительском
мастерстве, и лишь в отд. случаях авторы обрисовывали общие тенденции
развития рус. хореографии, анализировали балетмейстерское иск-во. Иногда
в рецензиях делались попытки разобрать слагаемые балетного спектакля
|
|