|
должна повторять лексику и приёмы тра-диц. балетного спектакля. Он же
первым попробовал применить в "Старом танго" "ракурсную" съёмку,
выстраивая хореогр. композиции с учётом будущего перемещения камеры и
варьирования пространства. Именно здесь заложено одно из осн.
преимуществ оригинального балета на ТВ. В постановках Брянцева и
Белинского неожиданно раскрылась индивидуальность Максимовой,
обратившейся к комедийным ролям и гротесковому языку совр. танца.
Приоритет хореографии и игровая стихия телебалетов Брянцева и Белинского
нашли своё продолжение в последующих произв. этого жанра, прежде всего в
"Анюте" на муз. В. А. Гаври-лина (по рассказу А. П. Чехова "Анна на
шее", 1982, "Ленфильм" по заказу Гостелерадио СССР; сцен. Белинский,
балетм. Васильев, реж. Белинский, Васильев, оператор Г. С. Мараджян,
худ.
Б. С. Маневич; с Максимовой, Васильевым, Абайдуловым; Гос. пр. РСФСР,
1984). Непосредств. "речью" чеховских героев в "Анюте" стал танец,
основанный на классич. лексике. Всё, что можно было "сказать" в
телебалете без танца, решалось средствами пантомимы и актёрской игры.
Васильев и Белинский сближали природу драм. телеспектакля и телебалета,
именно в этом "сближении" обнаруживая специфику балета на телеэкране.
"Галатея", "Старое танго", "Анюта" - своеобразная кульминация
развития жанра оригинального телебалета. Созданные также на ленингр. ТВ
сцен. и реж. Белинским "Дом у дороги" на муз. Гаврилина (1984, балетм.
Васильев), "Чаплиниана" на муз. Ч. Чаплина (1987, балетм. Абайду-лов),
"Женитьба Бальзаминова" Гаврилина (1989, балетм. О. Т. Тимуршин)
по-разному воплощали уже найденные приёмы постановки телебалетов.
На моек. ТВ в 1989 хореограф С. В. Воскресенская, используя арсенал
выразит, средств ТВ, пост. остроумный телебалет-шутку "Новогодний
детектив" на попурри из классич. музыки (Гл. ред. муз. программ ЦТ,
сцен. Воскресенская, реж. С. В. Конончук, оператор А. П. Соколов, худ.
3. Ф. Новосёлова; с С. В. Исаевым, В. П. Тимашёвой, Т. Г. Палий),
обратившись к редкому жанру весёлой хореогр. пародии и возродив
зрительский интерес к оригинальному телебалету. Её след. работа на ТВ -
"Размышление на тему. Гамлет", на муз. Д. Д. Шостаковича (1991, т/о
"Телетеатр", сцен., реж. и худ. те же, оператор Г. И. Зубанов; с В. А.
Малаховым, Л. В. Васильевой, Н. П. Сайдаковой) - выявляет специфику
телебалета через приближение к психологич. т-ру, подробно анализирующему
внутр. жизнь героев.
Оригинальный телебалет - одно из гл. завоеваний союза хореографии и
ТВ, ставший самостоят. видом худож. творчества. Работы, сделанные в этом
жанре, заметно расширили репертуар ведущих танцовщиков (прежде всего
Максимовой), позволив хореографам воплотить муз. и лит. произв., к-рые
не были осуществлены на театр, сцене.
Помимо самостоят, постановок, на ТВ с нач. 60-х гг. создаются
экранизации уже известных классич. и совр. балетных спектаклей, а также
фильмы-концерты с участием ведущих танцовщиков. В нач. 90-х гг.
фильмотека ТВ насчитывала ок. 300 назв. телеэкранизаций балетов,
фильмов-концертов, фильмов-портретов, поев. творчеству выдающихся
мастеров танца и деятелей хореографии, а также оригинальных телебалетов.
Фильмография. Среди экранизаций классич. и совр. балетных спектаклей:
"Вальпургиева ночь" (1971, балетм. Л. М. Лавровский, реж. В. И. Граве,
оператор А. М. Тафель; с Е. С. Максимовой, С. К. Власовым, Ш. X.
Ягудиным), "Раймонда" (1973, балетм. и оператор те же, реж. Ф. С.
Слидовкер; с Н. В. Тимофеевой, Н. Б. Фадеечевым, А. А. Лапаури)
"Паганини" (1974, балетм. и оператор те же, реж. Граве; с М. В.
Кондратьевой и Я. Д. Сехом), "Жизель" (1975, хореография Ж. Ко-ралли, Ж.
Перро, М И. Петипа, балетм. Л. М. Лавровский, реж. тот же, оператор К.
В. Апря-тин; с Н. И. Бессмертновой, М. Л. Лавровским, Г. В. Козловой),
"Шопениана" (1977, хореография М. М. Фокина, реж. и оператор те же; с
Бессмертновой, А. Ю. Богатырёвым, Козловой), "Поэзия танца" ("Айседора"
и "Болеро"; 1977, балетм. М. Бежар, реж. М. М. Плисецкая, Тафель,
оператор Тафель; с Плисецкой), "Кармен-сюита" (1')78, балетм. А. Алонсо,
реж. Слидовкер, оператор тот же; с Плисецкой, А. Б. Годуновым, С. Н.
Радченко) - все телефильмы-балеты сняты в т/о "Экран";
"Лесная сказка" (по балету "Шурале", 1980, "Лентелефильм", балетм. Л.
В. Якобсон, реж. О. В. Рябоконь, оператор И. П. Наумов; с Т. Г.
Тереховой, В. А. Будариным, Н. С. Остальцо-вым), "Адам и Ева (по балету
"Сотворение мира" А. П. Петрова; 1982, т/о "Экран", балетм. и реж. Н. Д.
Касаткина и В. Ю. Василёв, оператор Тафель; с Максимовой, С. В.
Исаевым), "Золушка" (1985, "Лентелефильм", балетм. К. М. Сергеев, реж.
В. Ф. Окунцов, оператор В. Н. Булаенко; с Г. Т. Комлевой, М. Ф.
Даукаевым), "Маскарад" на муз. А. И. Хачатуряна (1985, балетм. Н. И.
Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, реж. Слидовкер, оператор Г. И.
Рерберг; с Н. А. Долгушиным. С. И. Смирновой, Н. 3. Барышевой), "Дама с
собачкой" Р. К. Щедрина (1986, балетм. Плисецкая, реж. Б. Д. Галантер,
оператор Е. В. Анисимов; с Плисецкой и Б. Г. Ефимовым), "Девять танго и
...Бах" на муз. А. Пьяцоллы и И. С. Баха (1986, балетм.Д. А.
Брянцев,реж. Слидовкер, оператор Тафель; со Смирновой. С. В. Барановым),
"Браво, Фигаро!" (1987, балетм., реж., оператор те же; с В. П.
Кирилловым, С. Б. Цой, В. Г. Саркисовым), "Идиот" на муз. П. И.
Чайковского (1987, балетм. Б. Я. Эйфман, реж. и оператор те же; с В. В.
|
|