|
"А дольше всего продержалась душа" (поев. памяти М. Э. Лиепы, 1990, реж.
С. Раздорский). Большой вклад в развитие док. фильмов о балете внёс реж.
Ю. Н. Альдохин.
Лит.: Лавровский Л., Балет на экране, "Иск-во кино", 1954, № 4; Ч e p
-н о в a H., В поисках контактов, в сб. : Музыка и телевидение, в. 1,
М., 1978; Кремень В., У истоков содружества иск-в, "СБ", 1983, № 4. Е.
П. Белова.
БАЛЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.
Хореографич. номера появились на телеэкранах во 2-й пол. 40-х гг.
Позже ТВ стало знакомить зрителей не только с отдельными фрагментами из
балетов, снятых в студийных павильонах, но и с целыми спектаклями,
транслируемыми из т-ра. Первый оригинальный телебалет "Граф Нулин" Б. В.
Асафьева по поэме А. С. Пушкина был пост. на ЦТ в 1959 балетм. В. А.
Варковицким (сцен. его же, оператор Д. О. Зайцев, худ. К. Н. Ефимов, С.
А. Петерсон; с О. В. Лепешинской, С. Г. Коренем, А. И. Радунским, Я. Г
Сангович). Создатели "Графа Нулииа" стремились не подражать театр,
спектаклю, зафиксированному на плёнке: они снимали балет, приближая его
к игровому худож. фильму. Каждый использованный здесь приём становился
открытием нового жанра: мультипликация в начальных титрах, съёмки на
натуре, введение панорамы пейзажей, частая смена ракурсов; танец героев,
снятый через отражение в зеркале, что усиливало глубину кадра;
параллельный монтаж, остроумно применённый в эпизодах, связанных с
отношениями господ и слуг; комбинированная съёмка в сцене "оживающего"
портрета хозяина дома и др. Драматургически чёткое чередование игровых и
танц. эпизодов, крупных и общих планов создавало целостность всего
произведения. Через сближение принципов игрового кино и хореодрамы
Варко-вицкий выявлял специфику оригинального телебалета.
Оригинальный телебалет, таким образом, становился не хореогр.
спектаклем, перенесённым со сцены т-ра на телеэкран, а совершенно
самостоят, произв., не имеющим своего сценич. первоисточника и созданным
специально для ТВ и по законам ТВ. Жанр телебалета синтезировал
завоевания совр. хореографии и выразит, средств ТВ.
В кон. 60-х гг. артисты Большого т-ра Н. И. Рыженко и В. В.
Смирнов-Голованов в т/о "Экран" стали осуществлять свои постановки,
предназначенные специально для телеэкрана: "Ромео и Джульетта" на муз.
П. И. Чайковского (1968, сцен. те же, реж. М. И. Володарский, оператор
В. И. Железняков, худ. В. Я. Ле-венталь; с Н. И. Бессмертновой и М. Л.
Лавровским), "Трапеция" С. С. Прокофьева (1970, сцен. О. И. Доброхотова,
С. Р. Сапожников, Рыженко, реж. Ф. С. Сли-довкер, Смирнов-Голованов,
оператор Ф. А. Кефчиян, худ. тот же; с Е. С. Максимовой, В. В.
Васильевым, Л. И. Власовой), "Озорные частушки" на муз. Р. К. Щедрина
(1970, сцен. и реж. В. И. Граве, Рыженко, Смирнов-Голованов, оператор А.
М. Тафель, худ. М. А. Соколова, М. Н. Ромадин; с Н. И. Сорокиной, Ю. К.
Владимировым), "Белые ночи" на муз. А. Шёнберга (сцен. те же, реж.
Рыженко, Смирнов-Голованов, операторы Г. И. Рерберг, Н. И. Москвитин,
худ. Левенталь; с Н. В. Тимофеевой и Лавровским);
"Федра" А. Л. Локшина (сцен., реж., операторы и худ. те же; с
Тимофеевой, Лавровским и В. А. Левашовым), "Московская фантазия" на муз.
В. П. Артёмова (сцен., реж. и операторы те же; с Тимофеевой и А. Б.
Годуновым) - все в 1972. Специфику телебалета хореографы видели в
активном использовании съёмочных средств; замедленная, ускоренная и
комбиниров. съёмка, применение двойных экспозиций и сложного монтажа,
введение "стоп-кадров" и выделение крупным планом отдельных движений и
жестов и т. д. В "Ромео и Джульетте" они впервые драматургически
оправданно использовали в телебалете рапид, к-рым сняли сцену любовного
свидания героев. Замедлснно-плавные движения и прыжки танцовщиков
гармонично сочетались с ритмом музыки Чайковского, создавая иллюзию
бесконечно протяжного парения влюблённых над землёй. Благодаря такому
способу съёмки балетмейстеры выделяли данную сцену из всего контекста
телебалета, делая её лирич. кульминацией телевиз.-хореогр. рассказа.
Многое из открытого Рыженко и Смирновым-Головановым уже прочно вошло в
арсенал выразит. средств оригинального телебалета.
Иной подход к созданию телебалета показали последующие работы. В кон.
70-х гг. на студии "Лен-телефильм" были сняты произв., ставшие своего
рода классикой этого жанра и принёсшие ему огромную популярность у
зрителей: "Галатея" (1977, по мотивам пьесы Б. Шоу "Пигмалион", вариации
Т. И. Когана на темы музыки Ф. Лоу; сцен. и реж. А. А. Белинский,
балетм. Д. А. Брян-цев, оператор Р. Л. Черняк, худ. Л. Л. Луконина; с
Максимовой, М. Э. Лиепой, В. Н. Гуляевым и др. ; приз "Злата Прага" на
Междунар. конкурсе телефильмов в Чехословакии, 1978) и "Старое танго"
Когана (1979, сцен. и реж. Белинский и Брянцев,балетм.,оператор и худ.
те же; с Максимовой, С. Н. Радченко, Е. И. Балуевой, М. В. Зениной, Г.
М. Абайдуловым). В отличие от Рыженко и Смирнова-Голованова, Брянцев и
Белинский в своих пост. отказались от зрелищных эффектов съёмки и
телетрюков. Они выявили специфику ТВ через необычное для балета
обыгрывание пространства, введение пантомимно решённых сцен и прежде
всего через хореографию, носящую не условно-абстрактный характер,а
жанрово-бытовой, с обилием мелких движений, удачно смотрящихся на
телеэкране. А игровые эпизоды сделали танц. ткань этих постановок более
живой и эмоциональной. Брянцев доказал, что хореография телебалета не
|
|