|
"Серенада" на муз. Чайковского (1934), "Кончерто барокко" на муз И. С.
Баха (1940), "Балле эмпериаль" на муз. Чайковского (1941), "Симфония до
мажор" на муз. Ж. Бизе (1947), "Третья сюита Чайковского" (1970),
"Шестая (патетическая) симфония Чайковского" и "Моцартиана" на муз.
Чайковского
(оба 1981). К форме бессюжетного балета Б. обращался также, когда
искал в спектакле нац. или бытовую конкретность (образ Америки ковбоев в
"Симфонии Дальнего Запада" на муз. X. Кея, 1954; облик амер. города
1930-х гг. в "Не всё ли равно" на муз. Дж. Гершвина, 1970).
В основе работ Б. - выразительность танц. образа, рождённого образом
музыкальным. В 1925-72 пост. 27 балетов Стравинского и на его музыку, в
т. ч. "Поцелуй феи", "Игра в карты" (оба 1937), "Концертные танцы"
(1944), "Орфей" (1948), "Жар-птица" (1949), "Агон" (1957), "Duo
concertant", "Симфония псалмов", "Пульчинелла" на муз. Дж. Пер-годези в
аранжировке Стравинского (совм. с Дж. Роббинсом) - все 1972, "Ной и
потоп" (1982), а также балеты, в к-рых использовалась муз. Стравинского,
не предназначенная для танца (особенно произв., относящиеся к периоду
неоклассицизма 1920- 30-х гг.: "Каприччио", вошедшее в балет
"Драгоценности" под назв. "Рубины" (1967), "Концерт для скрипки" (1972),
"Вариации для оркестра" (1982). Муз. Стравинского помогала хореографу
конструировать танц. формы, опирающиеся на классич. образцы и вместе с
тем принципиально от них отличающиеся. Б. иногда создавал новые ред.
балетов прошлого или отд. сцен из них ("Щелкунчик", 1954, одноактный
вариант "Лебединого озера", 1951; танцы из "Арлекинады", 1952,
"Раймонды", 1955, "Коппелии", 1974). Большинство балетов Б. одноактные,
но он также пост. двухактный балет "Сон в летнюю ночь" на муз. Ф.
Мендельсона (1962) и трехактный - "Дон Кихот" Н. Д. Набокова (1965). Б.
создал новый тип бессюжетного балетного спектакля, содержание к-рого -
танц. образ, вырастающий из образа муз., но не подчиненный ему. Танец не
иллюстрирует музыку, не "раскрывает" её, не ограничивается передачей
заключённых в ней эмоций, а взаимодействует с музыкой. Зритель получает
эстетич. наслаждение от детально разработанных сложных танц. форм,
сочетаний двужущихся тел, через к-рые хореограф выражает свои мысли.
Такой балет требует огромного разнообразия танца, тончайшей отделки,
виртуозной разработки движений. Б. неизменно опирался на классич. школу,
но обнаружил новые, заключённые в этой системе возможности, развил и
обогатил её.
Иск-во Б. способствовало формированию нового направления в
хореографии и имеет своих последователей среди балетмейстеров во всех
странах мира. Большинство артистов труппы "Нью-Йорк сити балле" - его
ученики. В 30- 40-е гг. Б. ставил балетные сцены в мюзиклах и опереттах,
фильмах, позже выступал как постановщик оперных спектаклей: "Похождения
повесы" Стравинского ("Метрополитен-опера", 1953), "Евгений Онегин"
Чайковского и "Руслан и Людмила" М. И. Глинки (Гамбург, 1962 и 1969). В
1962 и 1972 вместе с труппой приезжал на гастроли в СССР.
Соч.: Рассказывает Д. Баланчин, "СМ", 1963, № 1; О балете и о себе,
"Лит. Грузия", 1963, № 1; Balanchine's New complete Stories of the Great
Ballets, N. Y., 1968 (совм. с F. Mason).
Лит.: Гаевский В. M., Дивертисмент, М., 1981; С у p и ц E. Я., Джордж
Баланчин - истоки творчества, в кн.: Музыка и хореография совр. балета,
в. 5, Л., 1987; К о e g 1 e r H., Balanchine und das moderne Ballet,
[Velber bei Hannover], 1964; Kirstein L., New York City Ballet, N. Y.,
1973; S l o n i m s k у Y., Balanchine: the early years, "Ballet
Review", 1975-1976, v. 5, № 3; Choreography by Balanchine. A. Catalogue
of Works, N. Y., 1983; T r a -cyR., Delano S., Balanchine's ballerinas.
Conversations with the muses, N. Y., 1983; Portrait of Mr. B.
Photographs of George Balanchine with an essay by L. Kirstein, N. Y.,
1984; Ash-ley М., Dencing for Balanchine, N. Y., 1984;
V o l k o v S., Balanchine's Tchaikovsky, N. Y., 1985; Les Ballets
1933, Brighton, 1987; Tape r В., Balanchine, N. Y., 1987; B u ekle R.,
George Balanchine, ballet master, N. Y., 1988;
Mason F., I remember Balanchine. Recollections of the Ballet master
by those who knew him, N. Y., 1991; Scholl Т., From Petipa to
Balanchine, N. Y., 1994. E. Я. Суриц.
БАЛАСАНЯН (Б а л а с а н я н ц) Сергей Артемьевич [13(26).8.1902,
Ашхабад-3.6.1982,
Москва], композитор, педагог. Нар. арт. Тадж. ССР (1957), нар. арт.
РСФСР (1978). В 1935 окончил Моск. коне. (класс композиции Д. Б.
Кабалевского). В 1936- 43 работал в Таджикистане, один из основателей
тадж. муз. т-ра. Автор муз.-хореогр. представления "Лола" (совм. с С. Ю.
Урба-хом, 1939, Т-р им. Айни), балетов "Лейли и Меджнун" (1-я ред. 1947,
там же, балетм. Г. Валамат-заде;
Гос. пр. СССР, 1949; 2-я ред. 1957, там же, балетм. тот же; 3-я ред.
1964, Большой т-р, балетм. К. Я. Голейзовский) и "Шакунтала" (1963,
Рижский т-р, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек; 1979, Т-р им.
Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. А. В. Чичинад-зе). В
1948-51 и с 1955 педагог Моск. коне. (с 1965 проф.), в 1962-71 зав.
кафедрой композиции.
БАЛАШОВ (Михайлов) Василий Михайлович (1762- 1835), артист,
балетмейстер, педагог. Питомец моек. Воспитательного дома, где получил
|
|