Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: "Большая российская энциклопедия" - РУССКИЙ БАЛЕТ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-
 
театр. уч-ща в 1906-18 в труппе Большого т-ра. Партии: Евника ("Евника и
Петроний"), Аврора, Одетта -  Одиллия.  В  нач.  20-х  гг.  работала  во
Франции, в т. ч. в труппе "Летучая мышь", с 1923 -  в  США.  Осуществила
ряд пост., в т. ч. "Свадебка"  в  "Метрополитен-опера"  (1929).  В  1938
организовала  в  Нью-Йорке  свою  школу,  имевшую  широкую  известность.
Ученицы: А. Алонсо, Р. Хайтауэр.
   Е. Я. Сл-риц.
   АНДЖОЛЙНИ (Angiolini) Доме-нико Мария Г  а  с  п  а  р  о  (9.2.1731,
Флоренция - 5.2.1803, Милан), итал.  балетмейстер,  артист,  либреттист,
композитор. С 1748 выступал как танцовщик в Италии, Германии, Австрии, в
1757 начал ставить балеты в Турине. С 1758 работал в Вене, где учился  у
Ф. Гильфердинга. В 1761 пост. в Вене балет "Дон Жуан, или Пир с Каменным
гостем" К. В. Глюка на либр. Р. да Кальцабид-жи.  А.  создал  новое  для
муз. т-ра  зрелище.  Отойдя  от  традиц.  сюжетов  мифологии  и  древней
истории, он  взял  за  основу  комедию  Мольера,  назвав  её  "испанской
трагикомедией". А. показал обычаи и  нравы  реальной  жизни  в  правилах
комедии, а в трагич. развязку внёс элементы  фантастики,  чтобы  усилить
нравственный  вывод.  В  1763-64  состоялись  премьеры  героич.  балетов
"Клеопатра", "Фетида и Пелей", "Ифи-гения" и комич. балета  "Приключения
в серале" А. Скарлатти. В балете  Глюка  "Семирамида"  (1765)  на  сюжет
одноим. трагедии Вольтера А. трактовал античность в свете идей  Вольтера
и франц. энциклопедистов.
   Ни неподтверждённым данным, впервые был в Петербурге кратковременно в
1762 или 1763. Работал в РОССИИ в 1766-72,  1776-79,  1782-86,  в  общей
сложности около пятнадцати лет, как балетмейстер, а в  первый  приезд  и
как первый танцовщик. Известны роли:  Эней  ("Отъезд  Энея,  или  Дидона
оставленная"), Гений науки ("Побеждённое предрассуждение"), участвовал в
балетах при опере "Олимпиада". Как хореограф  в  Петербурге  дебютировал
балетом  "Отъезд  Энея,  или  Дидона  оставленная"  (1766)  по   собств.
сценарию, навеянному оперой на тот  же  сюжет,  и  музыкой  А.  (впервые
показан при опере "Король-пастух" В.  Манф-редини).  Впоследствии  балет
шёл и обособленно от этой оперы, после  др.  спектаклей.  В  1767  пост.
одноактный балет "Китайцы" (или "Китайцы в Европе",  сценарий  и  музыка
А.). В 1767 вместе с императорским двором А. был  в  Москве.  С  петерб.
исполнителями осуществил здесь балет  "Вознаграждённое  постоянство"  В.
Манф-редини, а  также  балеты  на  муз.  Манфредини  при  опере  "Хитрая
надзирательница,   или   Глупый   и   ревнивый   опекун"   Б.   Галуппи.
Познакомившись в Москве с рус. танцами и музыкой, сочинил балет на  рус.
темы "Забавы о святках" (1767; сценарий и музыка А.).
   Крупнейший  реформатор  хореогр.  т-ра  18  в.,  А.  был   одним   из
основоположников  действенного  балета.  В  предисловиях  к   программам
балетов А., опираясь на  эстетику  Д.  Дидро  и  Ж.  Ж.  Руссо,  отдавал
предпочтение  выразит.  пантомиме  перед   бессодержательным   "фигурным
танцем".  А.  разделял  балетные  жанры  на  четыре   группы:   гротеск,
комический, полухарактерный и высокий.  Разрабатывал  новые  для  балета
темы, черпая их в классич. трагедиях, в т. ч. на нац. сюжеты.  Обращаясь
к традиционным темам, привносил в них классицистское подражание  природе
- в воплощении характеров, в показе страстей. Важное  место  А.  отводил
музыке, считая, что она "являет собою поэзию балетов-пантомим".
   А. почти не переносил на рус. сцену балеты, уже созданные на  Западе,
а сочинял оригинальные. Он пост.: в 1768 - "Побеждённое предрассуждение"
на собств. сцен. и музыку, четыре балета при опере "Ифигения в  Тавриде"
Галуппи - балеты "Фурия", "Матросы" и  "Благородные  скифы";  в  1769  -
"Армида и Ренольд" по собств. сцен. на муз. Г.  Раупаха,  четыре  балета
при опере "Олимпиада" Т. Траэта
   - "Пастухов и пастушек",  "Атлетов  и  младых  греков",  "Рыбаков"  и
"Греческого народа"; в 1770 - "Новые  аргонавты"  Шпрингера  по  собств.
сцен., два балета  на  муз.  Раупаха  при  опере  "Антигона"  Траэтта  -
"Забавы,  смехи   и   игры,   всегдашние   жён   Македонских   спутники,
употребляются ими теперь к обольщению  воинов  и  матросов  Епирских"  и
"Прибежище Купидона"; в 1772 - "Семи-ра" на собств. сцен.  и  музыку  по
мотивам одноим. трагедии А. П. Сумарокова; в 1776 - "Те-зей  и  Арианна"
на собств. сцен. и музыку, "Пигмалион" Стенбока по  собств.  сцен.  ;  в
1777 - "Китайский сирота" по мотивам трагедии Вольтера на собств.  сцен.
и музыку, балеты при операх "Ахилл в Сцире" и "Люцинда и  Армидор",  обе
Д. Паизиелло; в 1783 -  балеты  для  театр.  празднования  "Лунный  мир"
Паизиелло; в 1785
   - "Дьявол в квадрате, или Двойное превращение"  на  собств.  сцен.  и
музыку. Преподавал в Театр. уч-ще, а с  1782  также  в  труппе  Вольного
т-ра.
   Творч.  взгляды  А.  изложил  в  полемич.  брошюре   (Милан,   1773),
содержавшей два письма к Ж. Ж.  Новеру,  где  обвинил  его  в  нарушении
правила трёх единств  поэтики  классицизма,  в  недооценке  муз.  основы
балетного  спектакля,  отрицал   пользу   записи   танцев.   Спор   двух
балетмейстеров  вскрыл  противоречия  между  эстетикой   классицизма   и
нарождавшейся эстетикой сентиментализма. В 1774 вновь сотрудничал в Вене
с Глюком, пост. его  балет  "Китайский  сирота"  (1777),  к-рый  в  1777
перенёс в Петербург. Последние годы жизни А. работал  в  миланском  т-ре
"Ла Скала". Среди пост.: "Федра"  (1788),  "Лоренцо",  "Амур  и  Психея"
(1789). В конце века стал участником  освободит.  борьбы  против  австр.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 431
 <<-