|
владычества. В 1799-1801 находился в тюрьме; выйдя на свободу, больше в
т-ре не работал. Четверо сыновей А. посвятили себя балетному т-ру.
Наиболее талантливым был П ь e т p о А. (1764-1830), работавший в
Италии.
Соч.: Dissertation sur les ballet pantomimes des ancieno, W., 1765:
Lettre... a Monsieur Noverro sopra i balli pantomimi. Mil., 1773.
Лит.: Гозенпуд А., Муз. т-р в России. От истоков до Глинки, Л., 1959;
К p a-совская В., Западноевропейский балетный т-р. Эпоха Новерра, Л.,
1981; M о о s e г R. A., Annales de la musique et des musiciens en
Russia, au XVIII-me siecle, t. 1-3, Gen., [1948-5l].
Г. H. Добровольская, В. M. Красовская.
АНДРЕЕВ Алексей Леонидович (р. 24.2.1920, Петроград), артист,
балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в БССР (1962). По
окончании ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв) в 1939-59 в Т-ре им. Кирова.
Первый исполнитель партий: Измаил ("Гаянэ", 1942, балетм. Н. А.
Анисимова), Фёдор ("Родные поля" Н. П. Чер-винского, 1953, балетм. А.),
Вождь негритянского племени ("Тропою грома", 1958, балетм. К. М.
Сергеев). Др. партии: Остап ("Тарас Бульба"), Эспада ("Дон Кихот").
Пост.: "Волшебная флейта" Р. Е. Дриго (1943, ЛХУ), "Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях" на муз. А. К. Лядова и В. М. Дешевова (1949,
Ленингр. Малый т-р), "Красный цветок" (1958, Т-р им. Кирова). В 1960-64
и 1971- 73 гл. балетм. Минского т-ра.
Пост. белорус, нац. балеты: "Мечта" Е. А. Глебова (1961), "Свет и
тени" Г. М. Вагнера (1963, оба совм. со Н. М. Стуколкиной). В 1968-71
гл. балетм. Т-ра им. Навои. Др. пост.: "Дон Кихот" (1962), "Тристан и
Изольда" на муз. из оперы Р. Вагнера, "Болеро" на муз. М. Равеля (оба
1963), "Живое пламя" С. А. Юдакова (1970), "Озорные частушки" на муз.Р.
К. Щедрина (1971, оба совм. со Стуколкиной). Ставил балеты в Киеве,
Львове, Одессе, Улан-Удэ. В 1978-83 гл. балетм. Чуваш, муз. т-ра.
Соч.: Не только лубок..., "СБ", 1984, №4;
Чужих наречий погремушки, "Наш современник", 1990, № 5.
Лит.: Иноземцева Г., Последний дар русской культуры, "Б", 1992, № 1.
Ю. М. Чурко.
АНДРЕЕВ Иван Петрович
[3(15).2.1847 - 15(27).6.1896, Петербург?], художник т-ра. Учился у
М. И. Шишкова в Петербурге (1862-68). В 1863-68 помощник декоратора, в
1868-81 и 1887-96 декоратор при Дирекции петерб. имп. т-ров. Участвовал
в поактном оформлении спектаклей Мариинского т-ра: "Приключения Пелея"
(1876), "Баядерка" (1877), "Эсмеральда" (1886),
"Талисман" (1889), "Спящая красавица" (1-е действие, 1890),
"Каль-кабрино" (1891, все балетм. М. И. Петипа), "Лебединое озеро"
(1895, балетм. Петипа, Л. И. Иванов). В 1881-87 жил в Москве, где
оформлял спектакли частных т-ров. Исполнил по эскизу М. И. Бочарова
занавес моек. Большого т-ра "Вид на Москву-реку с Воробьёвых гор"
(1895). Мастер архитектурно - перспективных декораций, А. в своих
помпезных работах мало считался с представлениями об историч.
архитектурных стилях и о правдоподобии.
Лит.: Некролог, в кн.: ЕИТ. Сезон 1895- 1896, СПб.; Выставка эскизов
театральных декораций... Каталог, П., 1922.
В. А. Кулаков.
АНДРЕАНОВА Елена Ивановна [1(13).7.1819 - 14(26).10.1857, Париж],
артистка. В 1837 окончила Петерб. театр. уч-ще и до 1854 выступала в
петерб. балетной труппе. Крупнейшая представительница романтич. балета.
В её творчестве сочетались действенный драматизм балетов Ш. Дидло и
танцевальная поэтичность балетов Ф. Тальони, выразительность пантомимной
игры и виртуозность классич. и характерного танца. Первая рус.
исполнительница заглавных партий в балетах "Жи-зель" (1842, балетм. А.
Титюс), "Пери" (1844, балетм. Фредерик), "Пахита" (1847, балетм. М. И.
Петипа, Фредерик), "Сата-нилла" (1848, балетм. Ж. А. и М. И. Петипа, по
Ж. Мазилье). Балетм. Ж. Перро создал для А. роли Чёрной феи в балете
"Питомица фей" (1850) и графини Берты в балете "Своенравная жена"
(1851). А. исполняла в операх пантомимные роли Елены ("Роберт-Дьявол"),
Фенеллы ("Немая из Портичи"), а также танцы (лезгинка - "Руслан и
Людмила", славянская пляска - "Аскольдова могила" и др). В 1843, в
сезонах 1844/45 и 1848/49 гастролировала в Москве, с 1845 - в Гамбурге,
Лондоне, Париже, Милане. В 1853-54 во главе группы моек. и петерб.
танцовщиков выступала в Одессе, Харькове, Полтаве, Курске, Воронеже. В
её репертуар в этот период, помимо прежних балетов, входил
"Бахчисарайский фонтан" (сочинён А.).
Лит.: Красовская В., Рус. балетный т-р от возникновения до сер. XIX
в., Л.- М., 1958. В. М. Красовская.
АНДРИАНОВ Самуил Константинович (Дементьевич) (1884, Петербург -
2.10.1917, Ялта), артист, балетмейстер, педагог. По окончании Петерб.
театр. уч-ща (педагоги П. А. Гердт, И. Г. Легат) с 1902 в Мариинском
т-ре, где исполнял разнообразный клас-сич. репертуар. Партии: Люсьен
("Пахита"), Гигес ("Царь Кан-давл"), Ураган ("Талисман"), Вакх ("Времена
года"), Гренгуар ("Эсмеральда"), Жан де Бриен, Зигфрид, Дезире, Базиль,
Конрад, Альберт. Был партнёром Т. П. Карсавиной, П. Леньяни, М. Ф.
Кшесинской, А. Я. Вагановой, В. А. Трефиловой, О. И. Преображенской.
Танцовщик строгой ака-демич. школы, обладал благородной, но несколько
|
|