|
арт. РСФСР (1987). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог М. М.
Миргарипов) с 1976 в Свердловском т-ре. Первый исполнитель партий: в
пост. Ал. А. Дементьева - Банко ("Макбет", 1983), Алексей ("Комиссар",
1985), Остап Бендер ("Двенадцать стульев", 1987), Петрушка (1989). Др.
партии:
Адам, Ромео; Пушкин ("Пушкин. Размышления о поэте"), Труффальдино
("Слуга двух господ"), Солор, Голубая птица, Колен, Базиль,
Щелкунчик-принц, Джеймс и др. Танцу А. свойственны энергия, волевой
напор, технич. раскованность. А. чутко чувствует природу совр. хореогр.
мышления, ему близки как драм. перипетии, так и стихия комич. ситуаций.
С 1990 солист и педагог-репетитор труппы "Русский балет" под рук. В. М.
Гордеева.
Л. В. Барыкина. "АМУР И ПСИХЕЯ", 1) "Героический балет "Психе и""
("Ballet heroique de Psyche"), одноактный балет при опере Д. Ско-лари
"Мыза, или Сельская жизнь". Комп. Филидор, сцен. и балетм. А. Сакко.
Осень 1758, Т-р близ Летнего дворца, Петербург, антреприза Локателли;
Психея - Л. Сакко. 2) Балет в 3 (?) актах. Комп. В. Манфредини, сцен. и
балетм. Ф. Гильфердинг. 20.10.1762, Москва, коронационные торжества;
Психея - С. Обри. 3) Пантомимный балет в 5 актах. Комп. В.
Мартин-и-Солер, сцен. и балетм. Ш. Ле Пик (по Ж. Ж. Новеру). 23.9.1793,
Эрмитажный т-р, Петербург, худ. П. Гонзаго;
Амур - Ю. К. Плетень, Психея - Н. П. Бери-лова, Венера - М. Грекова,
Зефир - А. Тук-манова, Юпитер - Т. Слепкин, Марс - А. Берилов,
Аполлон-Ле Пик. 4) Эротич. балет в 5 актах. Комп. К. А. Кавос, сцен. и
балетм. Ш. Дидло. 8.1.1809, Эрмитажный т-р, Петербург, худ. П. Гонзаго,
Д. Корсини. костюмы К. Бабини; Амур - Л. Дюпор, Психея - М. И. Данилова,
Венера - М. Н. Иконина, Аглав-ра - Е. И. Колосова, Цидиппа - Ю. К.
Плетень; Аристодем, Тизифона, Геркулес-Огюст;
Клеодас. Марс, Мегера - Леон; Зефир - Дю-так, Флора - Ж. Сен-Клер;
Алентоя, Гебея - А. Д. Махаева; Клеиза, Ирида-А. С. Новицкая, Меркурий -
К. Крутицкий; 15.2.1810, Большой т-р, Петербург; исполнители те же, за
исключением: Психея - Сен-Клер, Флора - Новицкая.
Г. Н. Добровольская.
АНАНИАШВЙЛИ Нина Гедева новна (р. 19.3.1963, Тбилиси), артистка. Нар.
арт. Груз. ССР (1989), нар. арт. России (1995). До 1974 училась в
Тбилисском хореогр. уч-ще, затем продолжала образование в МХУ (педагог
Н. В. Золотова), к-рое окончила в 1981. С того же года в труппе Большого
т-ра. Дебютировала в партии Феи ("Деревянный принц"). Партии: Вальс
("Шопе-ниана"), Одетта-Одиллия; Кити ("Анна Каренина"), Китри, Жизель,
Раймонда; Маша, Джульетта; Девушка ("Видение розы"), Аврора; Рита
("Золотой век"), Млада (опера-балет "Млада" Н. А. Римского-Корсакова),
Никия ("Баядерка"). Выступала во мн. крупнейших зарубежных труппах, в т.
ч. в "Нью-Йорк сити балле" (1988; гл. партии в балетах "Аполлон
Муса-гет", "Симфония до мажор"), Датском Королевском балете (1990, 1991,
1992, Копенгаген; Элеонора - "Ярмарка в Брюгге, или Три дара", Сильфида
- "Сильфида"), Королевском балете Великобритании (1990, 1991, 1992,
Лондон; принцесса Роза - "Принц Пагод". фея Драже - "Щелкунчик"). А. -
танцовщица лирико-романтич. дарования, наделённая сценич. обаянием.
Танец А. отличается изяществом, ажурной тонкостью пластического рисунка,
чистотой, точностью и красотой исполнения хореогр. элементов и
комбинаций, лёгкостью, протяжённой полётно-стью высокого прыжка. 1-е пр.
на Междунар. конкурсах артистов балета в Варне (1980), Москве (1981,
1985), Гран при - в Джексоне (США, 1986). Её творч. поев. телефильм "Всё
проходит, как миг... "(1992).
Лит.: Круглушина E., O счастье, "ТЖ", 1987, № 11; Иноземцева Г.,
Созерцая лик красоты, "Культура и жизнь", 1987, № 7; А л а в e p т Н.,
Триумф в Нью-Йорке, "МЖ", 1983, № 22; Н e r b e r t M. Simpson, Gold
rush on the Mississipi, "Dance Magazine". 1986, Oct.; A 1 o v e r t N..
Russian evolution, там же. 1988, March;
Finch Т., Nina Ananiashvili, "Dancing Times", 1989, June; С l a r k e
M., Royal Ballet ;it Covent Garden, там же, 1991. Jan.: Willis M., Nina
Ananiashvili, "Dance Magasine", 1991, Yuly. А. Э. Чижова.
"АНГАРА", балет в 2 актах 8 картинах с прологом и эпилогом (по драме
А. Н. Арбузова "Иркутская история"). Комп. А. Я. Эшпай, сцен. Ю. Н.
Григорович, В. Ф. Соколов. 30.4.1976, Большой т-р, балетм. Григорович,
худ. С. Б. Вирсаладзе, дир. А. М. Жюрайтис;
Валентина - Н. И. Бессмертнова (затем Л. И. Семеняка), Сергей - В. В.
Васильев (затем Б. Б. Акимов), Виктор - М. Л. Лавровский (затем М. Л.
Цивин). 20.5.1981, одноактный балет. Ансамбль классич. балета под рук.
И. В. Тихомирновой, Москва; композиция и хореография И. А. Чернышёва,
худ. В. Костин; Валентина - Л. Суховецкая, Сергей - А. Ю. Духовский,
Виктор - B.C. Федя-нин. 20.2.1981, Т-р им. Кирова, балетм. В. А.
Бударин. худ. И. А. Иванов (декорации), Н. Филимонова (костюмы), дир. В.
А. Федотов;
Валентина - В. М. Ганибалова, Сергей - П. М. Русанов, Виктор - Н. И.
Ковмир. В др. городах (в скобках фам. балетмейстеров): Куйбышев (1977,
Чернышев), Воронеж (1984, Ю. П. Мартынович).
Г. В. Иноземцева
АНДЕРСОН (А н д e p с о н-Иванцова) Елизавета Юль-евна [9(21).4.1890,
Москва - 10.11.1973, Нью-Йорк], танцовщица, педагог. По окончании Моск.
|
|