|
М А Т Е Р И Я
Вещество Энергия
Знания Информация
Соотношение понятий информация, данные, знания.
Понятия - информация, данные, знания часто используются как синонимы,
несмотря на то, что они обозначают различные объекты.
Информация - всеобщее свойство материи, проявляющееся в
кибернетических коммуникативных процессах.
Данные - это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного
решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве
информации.
Знания - это результат познавательной деятельности, система
приобретенных с ее помощью понятий о действительности.
Информация всегда носит “транспортный” оттенок передачи знания по
сетям связи , знание же всегда связано с личностью его создателя.
Может быть предложена следующая, соответствующая логической связи
понятой информация, данные, знания образная цепочка - зерно, мука, хлеб.
Проблематика искусственного интеллекта.
Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным
(дружественным) интересом, базирующемся на достижениях искусственного
интеллекта (ИИ).
От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний,
занимающееся выявлением, структурированием, формализацией знаний для
разработки интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или
экспертных систем(ЭС).
ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и
фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие
способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных
консультантов для лиц, принимающих решения.
Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы
знаний), сегодня пользуются огромным спросом в мире.
Что же осталось в области исследований ИИ, так сказать, в узком
смысле слова?
1. “Мягкие” вычисления. “Жесткие” вычисления - это работа по
алгоритмам, “мягкие” же вычисления - это вычисления, при которых могут
быть и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом,
речь идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных процессов.
2. Когнитивная графика (пифограмма). Это не иллюстративная графика, а
графика, порождающая новые решения(познавательная графика). Глаз оператора
фиксирует некоторую закономерность светового пятна - это снимается далее с
ЭВМ как заготовка будущего решения, т.е. когнитивная графика является
визуальным изображением математики.
3. Виртуальная реальность. Средства информационной технологии и, в
частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют создать “виртуальный
мир” - искусственное трехмерное пространство.
Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research (США),
основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная
реальность”.
4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические[4]
системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть
система.
Таким образом, работы по ИИ ведутся в двух взаимодополняющих областях:
в области создания компьютерных систем, обладающих не меньшими, чем человек
способностями продуктивно манипулировать имеющимся объемом знаний и
порождать новые знания.
в области раскрытия механизмов мышления, которыми обладает человек, с целью
их последующего моделирования в компьютерной среде;
В данной теме были рассмотрены категории и понятия теоретической
информатики, без которых невозможен анализ информационных процессов в
обществе, в дальнейших темах будут рассмотрены категории и понятия
собственно социальной информатики.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции
общества. М.: МГСУ, 1996, с.58.
2. Шемакин Ю.И. Теоретическая информатика. М.: МГСУ, 1995, с.10-11.
ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ:
ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как
пространства социальных коммуникаций.
Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и
|
|