|
объект без всякого принуждения. Все решения такого субъекта воспринимаются
как единственно правильные, направленные на удовлетворение самых насущных
потребностей человека. Это доверие тем больше, чем больше в нем веры, и,
значит, тем больше опасность субъективизма, шире возможности для
безответственности.
Тяга к вере особенно сильна в переломные периоды истории, когда
нарушены традиции, привычные связи, когда человек мечется, пытаясь найти
свое место в происходящих событиях. Именно такой была обстановка в нашей
стране с началом революции. Народ остался без царя и бога, без привычных
жизненных правил. Вот тут-то и нужен был лидер, непререкаемый авторитет, за
которым можно идти без колебаний, с полной уверенностью, что он приведет к
лучшей, чем при царе жизни. Тогда на роль никого , кроме В.И. Ленина, не
было. Он был одним из немногих (если не единственным), кто был понятен и
доступен народу, с предельной ясностью мог разобраться с его надеждами и
четко выразить в программах. А главное - знал, куда и как идти. Когда же
сомневался в чем-то, советовался с трудящимися, чтобы глубже понять
потребности их различных слоев и откорректировать планы развития страны в
соответствии с ними. Все это дало ему (а не кому-то другому) возможность
овладеть революционной стихией, направив её в русло безотлагательных
национальных проблем: прекращение войны, передача земли крестьянам, заводов
и фабрик рабочим, а также ликвидация национального гнета.
Авторитет В.И. Ленина как лидера сделал его смерть весьма болезненной
для народа. Тем более, что обстановка в стране была далека от однозначного
понимания: собственность была неизвестно чьей, руководство - коллективное и
неясно кто, принимал решения, с кого спросить за их невыполнение. Надоели
дискуссии, колебания - что строить, как строить. Все это вызывало
необходимость в новом лидере. Из троих претендентов (Н.Бухарин, И.Сталин,
Л.Троцкий) потребностям эпохи отвечал Сталин. Он не был ни умнее других, ни
образованнее, ни красноречивее. Однако природа щедро наделила его холодной
настойчивостью и практической сметкой, волей и честолюбием. Он никогда не
повиновался чувствам, всегда умел подчинить их расчету, был понятен
народным массам, поскольку из них вышел, был близок им по своему мышлению и
поведению. Эти качества дали ему преимущества перед Троцким, который,
будучи интеллектуалом, был далек от понимания народом и воспринимался как
“барин”. Бухарин - активный пропагандист НЭПа, в котором народ уже видел
опасность возврата к старому социальному неравенству. Пусть люди были пока
бедны, но равны во всем. Сталин воспринимался реальным человеком,
олицетворявшим власть. Более того, выступал символом того, во что люди
верили, чего хотели - символом справедливости, лучшей, чем вчера жизни.
Культ личности Сталина переиначил сущность политического руководства.
|
|