|
Прежде всего стала изживаться политическая открытость, ибо она неизбежно
лишала возвышающегося над партией единственного вождя его божественного
нимба. Культом личности извращался едва ли не в первую очередь смысл
политического лидерства. Потребность в тысячах вожаков, энергичных,
самостоятельных, думающих (а без этих качеств лидером стать невозможно)
представлялась неоправданным (и опасным) излишеством. Всеми средствами
проповедовалось, что вполне достаточно, чтобы эти качества были
саккумулированы в одном человеке, который вознесен на вершину должностной
пирамиды.
Живучесть механизмов экономического и политического управления,
сложившихся в годы сталинского культа, привела к тому, что те ответственные
посты, где положено быть лидерам, занял в конце концов бюрократ. И когда
административно-командная система сделала бюрократизм все пронизывающим, то
была искоренена и потребность в реальных политических лидерах.
Сформировалась строгая иерархическая структура государства, в которой
авторитет зависит от того, какую власть концентрирует личность в своих
руках, а не от её деловых и интеллектуальных качеств. Но поскольку сама
власть зависит от высоты должности в бюрократической иерархии, “авторитет”
является прямой функцией занимаемого поста. Неважно, каким образом эта
личность сумела взойти на соответствующую ступеньку, заслуживает ли она там
находиться или нет. Это просто принимается как данность: если человек
достиг определенной ступени, следовательно, он обладает необходимыми
качествами. Система считает само собой разумеющимся, что вышестоящая
инстанция более умна и справедлива, чем нижестоящая.
Литература.
Трушков В. Вожди и винтики. Деловая жизнь. 1991, №24
Андреев С.С. Политические авторитеты и политическое лидерство. // Социально-
политический журнал.-1993.- 1/2
|
|