Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Социология и Социальная работа :: КУРСОВАЯ: ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-
 
Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что
для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны
профессионального работника, а также самопомощь.
Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь
нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят,
«сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической
структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы,
которую они покидают, когда хотят.
Однако группы самопомощи не панацея от всех бед, и далеко не все
проблемы могут быть решены с их помощью. По мнению специалистов Дании,
группы такого рода «антипрофессиональны, дают своим членам костыль и
изолируют их от общества», их помощь недостаточна, эффективность их
деятельности не документирована, носит эксклюзивный характер, излишне
авторитарна, в группах не соблюдается договор о неразглашении и др.
Опыт такого рода групп в России настолько мал, что серьезная
экспертиза пока невозможна. Однако, как отмечает З.А. Янкова, группы
самопомощи нуждаются в специальной поддержке социальных работников,
работающих в органах самоуправления. Связь «группы взаимопомощи —
социальный работник» нуждается в дальнейшем анализе, равно как и характер
связей со всей системой социальной защиты населения.
Таким образом, автор пришел к выводу, что пожилые люди имеют право на
полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами
принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно
касающихся.

1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

Социально-медицинские аспекты долгожительства. В 1995 г.
Государственной Думой был принят ряд законов в области социальной защиты
населения — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об
основах социального обслуживания населения Российской Федерации».
Вместе с этими документами был принят федеральный закон «О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [6, с.103].
Названные законы являются правовой базой для деятельности
специализированных органов в социальном обслуживании (в том числе
медицинского) престарелых граждан и инвалидов. При этом следует обратить
внимание на то, что в сознании российских законодательных структур самого
высокого уровня (точно также и исполнительных) «пожилой или престарелый
гражданин» находится рядом с «инвалидами». Такова официальная установка на
социальное положение двух совсем разных групп населения. «Престарелые
граждане» даже формально не могут быть приравнены к инвалидам (не все
престарелые инвалиды; не все инвалиды престарелые; и положение в обществе,
и социальная значимость этих двух категорий граждан весьма и весьма
различна). Отсюда проистекает много «неудобств» в осуществлении этих
законов.
Социально-медицинские проблемы долгожителей (престарелых, пожилых,
старых) прежде всего делятся на сугубо социальные и сугубо медицинские. Но
это деление не по существу, а по форме. Обе проблемы возникли на заре
цивилизации и культуры. Само положение пожилого человека не только в
обществе, а в жизни таково, что отличает его по существу от всех других
возрастных групп, и в зависимости от того, как данное конкретное общество
относится к старости, определяются и решаются соответствующие социально-
медицинские проблемы.
Есть две основных традиции отношения общества к старости. Первая
насчитывает около 30 тысяч лет — автор называет ее древнеегипетской
традицией. Старость называется «самым почетным положением человека среди
других людей», «пожилой человек единственный из людей, кто близок к богам»,
«старость — счастливое и безмятежное состояние человека» и т. д.
Другая традиция насчитывает 3 тысячи лет — автор называет ее
спартанской традицией. В Спарте говорили: «Лучше быть бездомной собакой,
чем стариком»: немощных (бесполезных) стариков в Спарте сбрасывали со скалы
в пропасть, причем, старик-спартанец воспринимал такой конец жизни как
естественный [6, с.105].
До сих пор в положении престарелых граждан в разных странах
(«благополучных» и «неблагополучных») можно разглядеть или
древнеегипетскую, или спартанскую модели. Что же представляет собой
старость как явление? Прежде всего, каждый пожилой человек обременен массой
так называемых хронических болезней (в среднем 9—13). Они появляются, как
только человек начинает стареть и болеет от 20 до 30 лет. Патологоанатомы
хорошо знают, что пожилые люди не умирают от своих хронических заболеваний,
даже если это гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца или
язвенная болезнь (от них умирают чаще всего в возрасте от 40 до 50 лет).
Выдающийся русский патологоанатом И.В. Давыдовский вообще предлагал видеть
во всех хронических заболеваниях, сопровождающих старение, его признаки. Но
это потребовало бы и особого практического подхода к старикам. Однако
хронически больные пожилые люди продолжают сидеть в очередях в
поликлиниках, и каждая вторая-третья койка в больницах также занята ими.
Врачи чаще всего относятся к ним «по-спартански», особенно в современной
России, когда денег не хватает ни на содержание больного в отделении, ни на
лекарство (оплата медперсонала в нашей стране ниже, чем в слаборазвитых
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 14
 <<-