Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Социология и Социальная работа :: Курсовая: История социальной защиты в России.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-
 
ь не могло, в связи с ужасающей отсталостью науки в допетровской России. 
Аптекарский приказ, ведавший вопросами женщины в то время, мало занимался 
организацией акушерской помощи.
     Сами реформы Петра, давшие мощный толчок развитию науки в России, в том 
числе медицинской, почти не коснулись организации родильной помощи населению. 
Хотя именно в это время стали открываться первые госпитальные школы, которые 
стали началом систематической подготовки отечественных врачей. Правда, обучение 
в этих школах велось на латинском языке, и далеко не все русские могли 
поступить в эти школы. В них учились преимущественно дети иностранцев и дети 
духовенства.
     "В то же время велика была материнская и детская смертность в результате 
отсутствия акушерской помощи при родах среди широких слоев населения. Если 
женщины из богатых слоев общества имели возможность обращаться к врачам и 
акушеркам-иностранкам за акушерской помощью, то женщины из народа часто 
оказывались без всякой помощи и поддержки.
     Государство пыталось решить эту проблему с помощью иностранных 
специалистов (из Голландии для царской семьи специально выписывали 
"бабок-голландок"), но русская народная медицина отличалась самобытностью; 
"народ сам являлся хранителем своих медицинских, в том числе акушерских знаний, 
поэтому передовые люди России считали необходимым создание отечественных кадров 
врачей и акушерок, которые смогли бы использовать и знания, почерпнутые из 
зарубежных трудов, и отработанный тысячелетиями опыт русского народного 
акушерства".
     Например, М.В. Ломоносов в своих трудах, уделяя большое внимание вопросам 
увеличения рождаемости, рекомендовал целую систему мероприятий, в том числе - 
для развития повивального искусства в России - составить русское руководство по 
акушерству, положить в его основу научные труды западноевропейских ученых и 
богатый опыт русских повивальных бабок, напечатав его в большом количестве.
     Таким образом, обучение акушерству и образование родовспомогательных 
учреждений на государственных началах в России начались лишь во второй половине 
XVIII века, когда по предложению первого организатора российского 
здравоохранения П.З. Кондоиди (1710-1760) в 1757 году были открыты в Москве и 
Санкт-Петербурге "бабичьи школы", где стали обучаться акушерскому искусству в 
течение 6 лет повивальные бабки - женщины, оказывающие помощь в родах.
     Но во главе этих школ первоначально были поставлены иностранцы, почти не 
знающие русского языка. Обучение носило чисто теоретический характер. Не было 
современных учебных пособий, а следовательно, достижения европейского 
акушерства оставались неизвестными. Поэтому уровень подготовки в этих школах 
был низкий. Имелись существенные трудности и при наборе учениц: так, в 1757 
году в Петербурге были зарегистрированы 11, а в Москве 4 повивальные бабки - 
именно они составляли весьма ограниченный резерв набора учащихся. В результате 
за первые 20 лет Московская "бабичья школа" подготовила всего 35 повивальных 
бабок, из которых только "у пяти были русские фамилии", а остальные - 
иностранки.
     И только с появлением отлично подготовленных русских врачей-преподавателей,
 искренне заинтересованных в развитии в России родовспоможения, начала 
осуществляться подготовка акушерских кадров на современном научном уровне. 
Поэтому "отцом русского акушерства" следует считать не кого-либо из иностранцев,
 ограниченную роль которых подчеркивал М.В. Ломоносов, а Нестора 
Максимовича-Амбодика (1744-1812). Получив хорошее образование и защитив 
диссертацию, он в 1781 году назначается "профессором повивального искусства" в 
Петербургскую акушерскую школу, а через 3 года - преподавателем 
родовспомогательного заведения при воспитательном доме.
     В отличие от ряда иностранных акушеров, уже первые представители нашего 
отечественного акушерства были широко образованными вдумчивыми врачами, которые 
применяли акушерские операции лишь после критической оценки всех особенностей 
родов на основе твердого убеждения, что самопроизвольно роды закончиться не 
могут.
     Н.М. Максимовичу-Амбодику принадлежит следующее выражение, которое ярко 
характеризует осторожный, вдумчивый подход отца отечественного научного 
акушерства к вопросу о ведении родов: "…Искусная и проворная бабка и 
благоразумный врач, не о снискании тщетной себе славы, но о всеобщей пользе 
пекущиеся, больше могут сделать при родах одними своими руками, чем всеми 
прочими искусственными фудиями [инструментами]". В противоположность этому 
взгляду уместно вспомнить, что в то же время в Геттингенской клинике "Озиандера 
(1753-1822) операция наложения щипцов применялась в 40% (!) родов". Возглавив 
Петербургскую "бабичью школу", Н.М. Максимович-Амбодик ставит перед собой 3 
цели:
1) Сделать медицинское образование доступным для русских - для этого он первым 
ввел преподавание на русском языке.
2) Поставить преподавание на высокий уровень, соответствующий современному 
развитию акушерства. Впервые были введены демонстрации акушерских приемов на 
фантоме, сделанном по его проекту.
3) Создать учебное руководство по акушерству на русском языке, отражающее 
современные знания в области повивального искусства.
     Талантливый и образованный переводчик, он перевел на русский язык 
множество медицинских книг, способствуя этим популяризации медицинских и 
естественнонаучных знаний. Максимович-Амбодик был первым русским 
ученым-акушером, патриотом, а также общественным деятелем, отстаивавшим 
авторитет и достоинство русских врачей перед иностранцами: "Врач и 
лекарь-единоземец, соотич и друг
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 13
 <<-