Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Социология и Социальная работа :: Диплом: История развития социальной работы в России
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
бесплатно. Идеи помощи нуждающимся проявляются и в деяниях царей новой династии 
– Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович также известны своей 
благотворительной деятельностью.

§ 4.	Период государственного призрения – со 2 половины XVII в. по 2 половину 
XIX в.

      Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей 
реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам 
внутренней жизни страны.
      Так какие же модели социальной помощи возникли благодаря реформам Петра 
I? Помощь имела различные стратегии и поддержку: от материальных до изменения 
сценариев жизни самих нуждающихся. Условно общественное призрение I четверти 
XVIII в. можно классифицировать на 3 направления:
1) социально-философское;
2) социально-административное или реформистское;
3) социально-медицинское.
      Социально-философское направление подготовило теоретическое обоснование и 
предоставило проекты общественного призрения.
      Социально-административное или реформистское направление указами, 
инструкциями обязало государственные органы управления сформировать:
1) призрение детей, вдов, служащих;
2) попечение и опеку несовершеннолетних;
3) богадельни для людей, потерявших трудоспособность;
4) смирительные дома, работные дома (для прядильщиц), странноприемницы;
5) губернские органы защиты и помощи нуждающихся (комитеты);
6) профилактика нищенства;
7) школы для детей.
Социально-медицинское направление:
1) госпитали и «другие, где болезни лечат»;
2) лазареты;
3) дома для душевнобольных.
      Законодательная ответственность, организация и финансирование возлагались 
на святейший синод, магистраты, губернии, монастыри, городских помещиков в 
своих селениях.
      Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что в I четверти XVIII в. 
реформами Петра I в области общественного призрения было положено начало не 
только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование 
социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция,
 экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, 
опека и попечительство.
      Перспективная модель социальной политики подводилась под аксиому:
      во-первых, имела в своей основе оригинальную концепцию, учитывающую 
возможные изменения социальной ситуации;
      во-вторых, в нее закладывались механизмы, реагирующие, улавливающие такие 
изменения;
      в-третьих, она была обязана предусматривать эффективно и четко работающий 
административный аппарат, способный принимать «сигналы» и преобразовывать их в 
соответствующие решения, программы и проекты.
      Однако многие реформы Петра I проводились варварскими методами и до 
предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация 
политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную 
зависимость.
      «Много ошибок помрачают славу преобразователя России, но ему остается 
честь пробуждения ее к силе и к сознанию силы…».14
      Система государственного призрения сложилась в России при Екатерине II, 
которая в 1763 г. издает указ об открытии в Москве воспитательного дома для 
детей-сирот военных в возрасте до 3 лет.            В 1764 г. указ об основании 
Воспитательного общества благородных девиц. Через год при нем было открыто 
училище для девушек мещанского происхождения.
      Продолжила дело Екатерины II жена сына, императрица Мария Федоровна, 
которая возглавила императорские воспитательные дома и коммерческое училище для 
мальчиков, основанное в Москве на средства А.Демидова.
      К числу наиболее известных благотворительных заведений следует отнести 
Императорское Человеколюбивое общество (1802), Ведомство учреждений Императрицы 
Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. За годы царствования 
Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и 
учреждено                    6 попечительных комитетов в Москве.
      Таким образом, ко 2 половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле 
помощи нуждающимся, однако, оказался в значительной мере невостребованным 
вплоть до наших дней.
      В конце 90-х годов общество получило право устанавливать платные 
должности для лиц, профессионально занимающихся благотворительной деятельностью.
 Эти должности приравнивались к государственной службе. Этим указом было 
положено начало профессиональному общественному призрению.
      

§ 5.	Период общественного и частного призрения –
с конца XIX в. до начала ХХ в.

      К этому периоду только в Москве существовало 628  богоугодных заведений: 
приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и т.п., значительная часть 
которых содержалась на деньги московского купечества.
      «Благотворительные занятия, - пишет В.А. Сущенко, - часто вызывались к 
жизни именно мировоззренческо-нравственными принципа
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-