Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Социология и Социальная работа :: Диплом: История развития социальной работы в России
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-
 
очниковедения, разработанной системы 
библиографии.
      Таким образом, проблемы источниковедения социальной работы в России, 
вопросы ее истории и периодизации составляют целый исследовательский комплекс, 
решение которого возможно только в его целостности. Решение данной системной 
проблемы предполагает видение достаточно больших горизонтов проблемного поля 
социальной работы как парадигмы научного знания.

ГЛАВА II.  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОМОЩИ И ВЗАИМОПОМОЩИ В РОССИИ

§ 1.	Архаический период – родо-племенные и общинные формы помощи и взаимопомощи 
у славян в Х в.
      
      Современный историк, повествуя о временах древних славян, говорит о них: 
«сии люди на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным 
добродушием. Они не знали ни лукавства, ни золота, хранили древнюю простоту 
нравов и обходились с пленными дружелюбно»1, кормили их за своим столом, охотно 
отпускали на волю. Столь же единогласно хвалят летописи «гостеприимство славян, 
редкое в других землях. Всякий гость был для них священным: встречали его с 
ласкою, провожали с благословением. Славянин, выходя из дому, оставлял 
отворенную дверь и пищу готовую для странника».2
      В те времена, когда труд носил коллективный характер, уходит своими 
корнями обычай общественной коллективной помощи. Она заключалась в том, что на 
работу приглашали соседей не за плату, а за обильное угощение. Работа 
заключалась в строительстве нового дома, моста, ремонте ветхого жилья и 
сельскохозяйственные работы. Вдовам и сиротам помощь оказывали в первую голову.
3 Славяне славились почтением к родителям и всегда пеклись об их благосостоянии.
 Следовательно, благотворительность, понимаемая как безвозмездная помощь, 
составляла важную часть жизни древних славян.

§ 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.


      «Поворотным пунктом в развитии благотворительности на Руси,  по мнению В.
И. Курбатова, стало ее крещение».4 Христианство, призывавшее людей к любви и 
милосердию, упав на благодатную почву, стало государственной религией.
      По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого 
периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. 
«Блестящее и счастливое правление Ярослава оставило в России памятник, 
достойный великого монарха. Сему князю приписывают древнейшее собрание наших 
гражданских уставов под именем «Русской Правды». Он первый издал законы 
письменные на языке славянском, которые не полагали никакого различия между 
россиянами варяжского племени и славянами».5 Ярослав Мудрый учредил в Новгороде 
училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей 
из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир 
«славными победами за русскую землю».6 «Летописцы хвалят его нежную 
привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. 
Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей 
написанное».7
      В нем он призывал: «Не забывать бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, 
не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, 
пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда 
идете мимо».8
      Святослав Киевский (1194-1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, 
щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было 
праздника для богатых без милости для бедных».9
      Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все 
драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты 
бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и 
раздал бедным вместе с княжескими стадами».10
      Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и 
милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную 
деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. 
Построил 2 собора и церковь в Москве».11
      Таким образом, во 2-м периоде мы «среди русских князей увидим и героев 
добродетели, сильных мышцою и душою».12

§ 3.	Период церковно-государственной помощи –
с XIV в. по 2 половину XVII в.

      Благотворительные традиции, заложенные киевскими князьями, продолжили их 
преемники – московские цари. В этот период происходит становление, объединение 
русского государства. Средоточием социальной помощи являются церкви и монастыри.
 «Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой 
общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания 
народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви»13, - считает 
П.Д. Павленок.
      В 1551 году в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялось 
собрание высшего духовенства Русской православной церкви, получившее название 
Стоглавого собора. Оно высказалось за то, чтобы размещать нуждающихся в 
специальных местах – богадельнях. Царь Федор, Борис Годунов, Василий Шуйский, 
будучи набожными, раздавали нищим деньги, снижали цены на хлеб, раздавали его
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 21
 <<-