|
вно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.
;
4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую
половину XIX в.;
5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.;
6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.;
7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.
Приведенная периодизация позволяет наметить концептуальную схему
исторического процесса развития помощи и взаимопомощи, выделить специфическую
социальную историю процесса в ее единичности и в то же время в контексте
глобальных исторических факторов.
Значительный пласт проблем в историографии современной науки о помощи
связан с источниковедением. На сегодняшний день отечественное источниковедение
социальной помощи делает только свои первые шаги. Основная задача сегодня –
собрать все источники по общественной благотворительности, общественному
призрению не только XIX, но и ХХ вв. Необходимо выяснить что сделано
предшествующими поколениями ученых в этой области.
Вторая важнейшая задача – критическое осмысление уже существующего
материала с учетом тенденций и перспектив новой научной парадигмы о помощи.
Третья задача – систематизация имеющихся источников на основе их
критического осмысления.
В XIX в. к проблемам источниковедения общественного призрения одним из
первых обратился В. Межов. Он предложил тематические разделы и систематизацию
материалов по проблемам общественного призрения, важнейшими среди которых были
общие отечественные и зарубежные работы, а также работы, относящиеся к истории,
практике, законодательству, отдельным видам социальных патологий и т.д. Однако
его систематизация была связана с теми источниками, которые выходили во второй
половине XIX столетия, практически в ней не отражены источники более раннего
периода.
Систематизация работ по общественному призрению А. Роговцева также
использует материалы Императорского Человеколюбивого общества. При этом автор
не ограничивается только ими, он включает в различные разделы работы английских,
немецких, французских исследователей. Однако в данном исследовании, как и в
систематизации В.Межова, присутствуют материалы только второй половины XIX в.
В начале ХХ в., когда практика общественного призрения была расширена,
появилась потребность осмысления и систематизации накопленного опыта и
публикаций. В этот период изданы «Систематический каталог», указатели журналов,
посвященные систематизации материалов по общественной помощи. На рубеже XIX и
ХХ вв. дело, начатое В.Межовым, продолжают Т.Ефремов, Н. Лучинский, А.
Селиванов и другие.
Однако во второй четверти ХХ в. вопросы источниковедения общественной
помощи были практически сведены к проблемам государственного призрения, а
предшествующий опыт не только не изучался, но и не рассматривался даже в
критическом плане.
Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной
помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова,
В. Степанов. В предпринятых попытках уже намечены те тенденции, которые были
характерны для исследователей XIX в. Однако стоящие сегодня задачи более сложны.
Предстоит включить в познавательный процесс и критически осмыслить источники,
не рассматривавшиеся учеными ранее: летописи, житии, отчеты обществ, архивы,
коллекции документов рукописного фонда и т.д.
Одна из следующих задач источниковедения и историографии современного
периода социальной работы – критическое осмысление наследия русских ученых, их
видения социально-исторического процесса общественной помощи.
Наиболее разработанные подходы к истории социальной помощи в России
принадлежат отечественным ученым XIX – рубежа ХХ вв.: А.Стогу, Е. Максимову, М.
Соколовскому, В. Бензину и ряду других исследователей. Их особенность
заключается в том, что в своих исторических реконструкциях процесса они
основаны на работах В.Н.Татищева, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина без учета их
видения истории России. Отсюда первоисточником для них явились не летописи и
исторические списки, а работы указанных историков. По мнению М.Н.Тихомирова,
«История Российская» В.Н. Татищева не является источником, которому можно
верить без оглядки11, это же относится и к работам Н.М. Карамзина.
Сложность, с которой столкнулись ученые на рубеже веков, состояла в том,
что, с одной стороны, новое знание, тем более историческое, невозможно
создавать без учета авторитета, а, с другой стороны, необходимо было осмыслить
сам процесс в его исторической перспективе, а не только следуя логике
современных тенденций и проблем. Отсюда противоречивость в выборе источников.
Для исследования древних этапов общественной помощи использовались труды
историков, которые не рассматривали вопросы социальной помощи в качестве
самостоятельного объекта исторической науки. В то же время применительно к
проблемам XIX в. использовались документы, статистические сведения, архивы.
Это относится и к использованию фондов советского периода, когда
объективную информацию о состоянии социального обеспечения невозможно было
получить из официальных статистических источников. Для этого необходимо
анализировать и тщательно сопоставлять различные источники.
Для исследователей истории общественной помощи противоречие сегодняшнего
дня состоит в том, что существует потребность представить процесс помощи в его
исторической логике и своеобразии, но в то же время каждый этап выделенного
процесса требует специализации, своего ис
|
|