|
помощью жестов, знаков на листьях бетеля и украшениях и т.д. ( 3.16; 11.19 и др.
).
Камасутра сообщает о быте царских покоев (гл. 38; 48; 49);
о хозяйстве замужних женщин (32.6 и ел. и 27 )
и гетер (57.25 ) и т.п.
Камасутра. Законы и правовые нормы
Ряд свидетельств Ватсьяяны, по-видимому, непосредственно отражает действовавшие
в его время правовые нормы и установления — об этом говорят интересные
параллели с «Законами Ману» и другими законодательными текстами, с А., с
«Махабхаратой» и т.д. Прежде всего это относится к его данным о положении
женщины, во многом дополняющим и уточняющим наши представления об этой сфере
древнеиндийской жизни. С одной стороны, в соответствии с традиционными
установками, здесь провозглашается полная зависимость женщины — дочери, жены,
матери — от мужчин. Камасутра рисует образ идеальной жены, которая должна во
всем угождать мужу, чтить его, словно бога, не показываться ему без украшений,
тщательно вести домашнее хозяйство, избегать чужих мужчин и т.д. (ср. гл.
32—33; 52 и др.). Характерен перечень женских недостатков, препятствующих браку
(23.11.; ср. М 111.6;А 111.59.2). Наиболее предпочтителен союз с женщиной того
же сословия, не выдававшейся перед тем за другого при этом важно согласие
родителей и других родных девушки на ее брак (23.4). Если жена не рожает детей
или рожает одних только девочек, мужу следует взять другую жену, причем первая
сама должна просить его об этом (34.1 и 3).
Женщина ограничена в праве на образование — так, беспрепятственно изучать
«Камасутру» могут лишь мужчины; женщинам же, кроме гетер и дочерей главных
советников, такое обучение дозволено лишь в замужестве, причем с дозволения
мужа (3.2 ).
В то же время мы встречаем здесь и ряд отступлений от традиционного
законодательства, более свободное толкование отдельных деталей поведения, что,
видимо, отражает реальное положение вещей во времена Ватсьяяны. Так, согласно К
23.2 и 12, жена должна быть не меньше чем на три года младше мужа, в то время
как другие тексты рекомендуют, чтобы новобрачная была примерно в три раза
младше жениха
( М 1Х.94 — соответственно возраст в 12 и 30 или в 8 и 24 года). На основании К
23.16; 36.18 и др. можно полагать, что девушки пользовались известной свободой
в посещении религиозных церемоний, празднеств, собраний. Перечисляя
распространенные в древней Индии формы брака.
Ватсьяяна говорит, что брак по обряду гандхарвов, основанный лишь на взаимном
согласии любящих и традиционно оценивавшийся в ряду других видов брака как
«средний», предпочтительнее других, ибо «приносит счастье, не сопряжен с
большими трудностями и со сватовством, и ему свойственна любовная
привязанность» (31.29—30; ср. 23.14) .
Не столь строги предписания об отношении к чужим (в том числе и царским) женам
— при определенных обстоятельствах (например, когда это спасает от врага, от
мести отвергнутой и т.д.) дозволяется приближение к чужой жене (ср. 5.5.; 40.1),
к женщине более низкого происхождения (5.2—3, 5 и др.).
Известной свободой пользуются в Камасутре вдовы: они имеют право на второе и
даже третье замужество (36.39 )
Интересны свидетельства о сватовстве (3.4 ),
о некоторых обстоятельствах свадебной церемонии (31.11),
о браках на двоюродных сестрах (26.3),
о полигамных отношениях — по преимуществу в среде зажиточных лиц (3.22; 30.
55—56; 31.6; 34.1)
о взаимоотношениях между женами одного мужа (гл. 34 ).
Весьма систематический характер носят сведения Камасутре о гетерах — здесь
описаны виды гетер, их помощники, их достоинства и недостатки, доходы и расходы
и т.д. (отметим, что в других трактатах о каме не содержится сколько-нибудь
подробных сведений о гетерах).
Наставления Ватсьяяны глубоко отражают психологию своих адресатов (вряд ли в
противном случае была бы возможна столь широкая и длительная популярность их на
своей родине) и открывают нам интереснейшие закономерности в строе чувств, в
характере переживаний древних индийцев. Анализ этих закономерностей относится к
компетенции психологов., и здесь мы обратим внимание лишь на некоторые
свидетельства. Таковы рассуждения о характере ощущений женщины, отражающие
взгляды разных школ (6.17); достаточно ярко выраженное, хоть и варьирующееся
(ср. гл. 12), сочетание садистического и мазохистического компонентов влечения
— ср., с одной стороны, детальную разработку специфичных аксессуаров любовных
отношений (гл. 10; 11; 15—16), описание любовной игры, замечания в 6.45 ;
характерные исторические реминисценции (15—16, 27—29), с другой — широкую
распространенность «подражания мужчине» (17—18.1—3).
Интересны сравнительные характеристики мужчин и женщин (15—16.21), описания
внешнего вида любящих при тех или иных аффектах (17—18.9 и 31; 27.25; 46.19 и
др.) и соответствующие психологические наблюдения (28.31 и 35; 52.56—57 и др.),
замечания о стадиях любовного чувства (40.5), о «естественном» и
«искусственном» наслаждении (50.1 и ел.; ср. 58.57) и т.д.
Многие из этих наблюдений и рекомендаций очевидно выходят за рамки
древнеиндийской жизни и находят себе параллели в других литературах — можно
назвать здесь
суждения об обращении с девушкой (гл. 25),
о влиянии повеления женщины (уклончивости или доступности) на характер ее
дальнейших отношений с мужчиной (40.10—16; ср. 26.23; 29.43;51.21)
|
|