|
о причинах соответствующего поведения (41.17 ;42.50; 43.52);
о любовной ссоре (гл.22),
о средствах оттолкнуть мужчину (59.12; 55.41 и ел.),
о признаках равнодушия (54.27—35), о воздействии определенных наставлений и
рассказов (8.30; 26.17;ср. 47.2, 12 и ел. и 63 и ел.) и т.д.
Камасутра и образование
«Камасутра» придает важное значение образованности. Приобретение знаний —
основной долг человека, который ему надлежит исполнять с детства (2.2; ср. 2.9;
3.1 и др.).
Отличительная черта горожанина — знание наук (4.1). Сам Ватсьяяна неоднократно
ссылается на мнения ученых авторитетов. Рассматривавшаяся иногда как составная
часть врачебной науки, Камасутра содержит ряд сведений и о древнеиндийской
медицине. Здесь приведены конкретные наставления по гигиене, уходу за телом (4.
16 ; 17—18.32 и др.).
Предписания VII раздела, хоть и носят в отдельных деталях явно фантастический
характер, в какой-то мере отражают уровень древнеиндийской фармакологии.
Любопытно свидетельство о вере в целебные свойства собачьего мяса.
В число обязанностей хозяйки входило хранение дома лекарств.
Камасутра содержит сведения по анатомии, в отдельных перечнях упомянуты дефекты
и достоинства некоторых частей тела (например, 10.8 ; 11.2—3; 23.12).
Как уже говорилось, здесь неоднократно идет речь о врачах, занимавших,
по-видимому, достаточно высокое положение в обществе, — они неоднократно
упоминаются рядом с главными советниками (ср. 44.6; 53.15).
Среди Других наук упоминаются грамматика, астрономия (ср. 2.8—10; 20.21—22).
Обширный перечень наук, ремесел, знание которых предписывалось горожанам,
причем не только мужчинам, но и женщинам, содержит 3.16 — здесь названы, в
частности, металлургия, минералогия, владение условными языками и местными
наречиями, знание словарей и энциклопедий, просодии, военной науки, упоминания
различных искусств и ремесел.
Встречаются свидетельства об игре на вине и дамаруке (3.16), тростниковой
флейте (64,43), о специальных залах, где исполнялась музыка (59.15), о пении
(26.18; 52.22 и 32), об инструментах, необходимых актерам (59.24), и т.д.
Сообщения подобного рода мы найдем и в уже упоминавшихся перечнях
соответствующих профессий (5.37; 44.12; 50.9 и др.), и в отдельных описаниях
обстановки в жилищах горожанина, гетеры, царя
(ср. 4.2 ;20.1; 32.3; 48.17; 53.6; 57.25—27; и др.).
Любопытны сведения о древнеиндийских суевериях (ср. помимо богатого материала
VII раздела 23.9), о гаданиях по полету птиц и оракулах при выборе невесты (52.
45 ), о различных предзнаменованиях (32.20, ср. 3.16 и др.), о колдовстве с
помощью кореньев и т.д.
Камасутра. Флора и Фауна.
Наконец, Камасутра интересна и для изучения фауны и флоры древней Индии. Здесь
сообщается о птицах и животных, служивших для развлечений, — петухах, перепелах,
баранах (3.16; 4.21 и др.), о ручных животных и птицах в домашнем хозяйстве
(32.33) и царском дворце (48.17) и т.д. Еще богаче отражен в книге растительный
мир. Тут неоднократно перечисляются всевозможные деревья и травы. Таковы
перечни растений, в том числе и тех, что употреблялись в пищу (см.4.38),
которые надлежало разводить хозяйке (32.6—7 и 29). Весьма интересны в этом
отношении и рецепты раздела VII.
Камасутра и другие памятники древней литературы
Ранее уже говорилось о значении культа камы в индуизме, в его обрядовой
практике, в литературе и искусстве. Можно полагать, что начиная с IV—V вв. н.э.
значительную роль здесь стали играть и наставления самой «Камасутры». Об этом
говорят ссылки на нее в отдельных литературных памятниках. В одном из рассказов
«Панчатантры» ткач, принявший облик Вишну, проникает ночью к царевне и
обращается с нею «согласно наставлениям Ватсьяяны». Очевидное знакомство с
Камасутрой обнаруживают герои Дандина (VI—VII вв.). Возможно, на Ватсьяяне
основывается перечень десяти стадий любви в «Двадцати пяти рассказах веталы»
(16.14—17) и «Семидесяти рассказах попугая».
Вообще древнеиндийская обрамленная повесть во многом перекликается с Камасутрой,
предлагая подчас интересные иллюстрации и дополнения к ее наставлениям. Как
уже было сказано, влияние Ватсьяяны можно предположить у Калидасы, еще с
большей вероятностью — у некоторых других драматургов.
Мотивы Камасутры прослеживаются в лирике Амару и Маюры (ок. VII в), в поэмах
Магхи (VII в.) Дамодарагупты (VIII в.), Кшемендры (XI в.) — последнему,
по-видимому, принадлежит и краткое изложение Камасутры.
Ряд параллелей мы находим в поэтической антологии, составленной ок. 1100 г.
буддистом Видьякарой и объединяющей стихи 223 санскритских авторов.
Многочисленные ссылки на Ватсьяяну свидетельствуют о длительном и глубоком его
воздействии на индийскую литературу вплоть до нового времени. Это влияние, судя
по наблюдениям очевидцев, живо и в наши дни — известны, например, свидетельства
последних десятилетий об использовании Камасутры в Индии для наставления
невесты.
Несомненный интерес представляет сопоставление «Камасутры» с аналогичными
представлениями в других литературах Востока и Запада — как с точки зрения
возможных влияний древнеиндийского образца, так и в плане независимых
соответствий и расхождений (приведенные ниже отдельные примеры, естественно,
охватывают лишь немногие из соответствующих произведений, не останавливаемся мы
здесь и на многочисленных фольклорных параллелях).
Можно полагать, что жанр подобных наставлений существовал уже в древнейших
|
|