Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Сексология :: Из истории Камасутры
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
(не последнюю в части) главу (б, 20); наконец, иногда помещены в середине главы 
(7.62 и 64; 15—16; 20 и 21; 19.29; 49.28—32). Распределение их по тексту также 
весьма нерегулярно. Всего в Камасутре около 160 шлок — от 11 (в VII разделе) до 
63 (во II разделе), при этом размеры каждой отдельной концовки также 
неодинаковы — от 1 (1.87) до 11 (19.31—41) шлок.
Стиль Камасутры 
— сжатый, лаконичный, лишенный украшений и риторических длиннот. Он характерен 
для жанра сутр, в отдельных объяснениях приближается к языку древнеиндийских 
комментариев (бхашья) и в этом смысле представляет собою мало оригинального. 
Весьма употребительны номинативные предложения, в соответствии с функцией 
повествования довольно часто встречаются конструкции с желательным наклонением. 
Лексику Камасутры отличает большая терминологическая точность, 
последовательность в употреблении однажды введенного и объясненного понятия. С 
другой стороны, язык Камасутры отличается синонимическим богатством — особенно 
в наиболее употребительных здесь обозначениях.
Оглавление Камасутры
Уже оглавление книги дает известное представление о ее упорядоченности. 
Последняя проявляется прежде всего в характере и последовательности тематики по 
разделам и главам. Так, вслед за более общими сведениями о традиции Камасутры и 
ее месте среди других наук (1) автор приступает к изложению самой науки. 
В рамках последней опять-таки сначала преподаются более общие, так сказать 
«технические», сведения (II), после чего рассматриваются частные случаи — 
соблюдая определенный порядок, автор переходит от одного социального круга к 
другому: девушки (III), жены (IV), чужие женщины (V), гетеры (VI). В заключение 
же (VII) он достаточно последовательно отсылает читателя к тем средствам, 
которые следует применить, если все изложенное в предыдущих разделах не привело 
к желаемым результатам (ср. 59.2). При этом каждая из тем излагается в рамках 
соответствующего раздела с характерной детализацией и последовательностью. Так, 
в разделе II порядок изложения отражает чередование ласк, возрастающих по 
степени интенсивности; в разделе III вслед за более общими рекомендациями 
последовательно описываются стадии приближения к девушке — вплоть до заключения 
брака. 
На некоторые черты логической последовательности глав указывает, кстати, и 
комментарий Яшодхары (ср. примеч. к 61.36). Как уже говорилось, каждая часть 
заключается сжатым резюме, подытоживающим ее содержание, часто дающим ей 
практическое истолкование. Иногда здесь как бы нарушается бесстрастность 
изложения — высказанные перед тем сведения получают определенную оценку, 
читатель узнает, какие из них надлежит использовать, какие лучше не применять и 
т.п.
Можно допустить, что изложение в рамках отдельных частей (ср. гл. 2; 8; 19; 
48—49 и др.) задается последовательностью:
I — вводные замечания, II — изложение основополагающих понятий и правил 
соотношений между ними (собственно наставление), III — мнения других 
авторитетов и полемика, IV — резюме. Однако такая последовательность 
применительно к Камасутре в целом является достаточно идеализированной — 
отдельные ее звенья (например, I, III) отсутствуют в ряде частей, а сам порядок 
этих звеньев допускает известные вариации. 
Так, тема III неоднократно включается в I (ср. гл. 3; 9; 44; 53) и еще чаще — 
во II (гл. 5; 13; 25; 26 и др.). При этом наибольший удельный вес, естественно, 
занимает II (ср. гл. 28 и ел.; 34 и ел. и др.). Следует, кроме того, отметить, 
что в тему II (также между II и III или II и IV) неоднократно вставляются 
описания различных местных обычаев (например, в гл. 12; 15—16; 19; 48 и др.).
Некоторые из композиционных и содержательных особенностей Камасутры сближают ее 
с «Артхашастрой»(А.), влияние которой она, видимо, испытала. Таково сходное 
деление на разделы, части, главы и параграфы со сквозной нумерацией глав. И в А.
 отдельные части заключаются стихами, а в конце книги (в А. это, впрочем, не 
последний раздел, а предпоследний) идет речь о «тайных» средствах. При этом 
Камасутра содержит и ряд текстовых параллелей с А. (они отмечены ниже).
Характерная особенность изложения, также сближающая Камасутру с А. и некоторыми 
другими памятниками древнеиндийской дидактики и законодательства, — 
систематические ссылки на мнения ученых авторитетов, труды которых Ватсьяяна 
использовал (ср. К 1.19; 64.52 и 56). 
Он неоднократно ссылается на Ауддалаки Шветакету, Бабхравью Панчалу, а в 
соответствующих разделах — также на Суварнанабху, Гхотакамукху, Гонардию и др., 
иногда — просто на «наставников», не называя имен. При этом автор часто 
приводит тут же и собственное мнение, говоря о себе в третьем лице. В этой 
связи можно обратить внимание на одну особенность, выступающую при сравнении 
точек зрения различных авторитетов с рекомендациями самого Ватсьяяны, — 
относительно большая терпимость, свойственная последнему; достаточно широкое 
толкование отдельных случаев, предоставляющее подчас большую свободу в 
действиях.
В трактовке Ватсьяяной отдельных вопросов обращают на себя внимание и 
определенные черты внутренней системности, присущие древнеиндийскому научному 
описанию. Прежде всего это отражается в установке автора рассматривать свой 
предмет не изолированно, а в тесной связи с другими жизненными принципами, 
образующими в целом каркас человеческого доведения. Кама значима для него не 
сама по себе, а лишь находясь в определенных отношениях к дхарме и артхе; 
следование ей оправдано лишь в сочетании с исполнением соответствующих 
обязанностей, ни одна из которых не должна осуществляться в ущерб другой — это 
требование провозглашается уже в начале книги (2,1; ср. также 2.49—51; 64.53, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-