Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Сексология :: Из истории Камасутры
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-
 
была создана «Анангаранга» («Арена Ананги», т.е. бога любви) Кальянамаллы в 10 
частях, 446 строфах. Небольшой трактат в 60 строфах — «Ратиманджари» 
(«Цветочный куст любовной страсти») принадлежит Джаядеве (который вряд ли 
идентичен знаменитому творцу «Гитаговинды»). Можно назвать также «Рати-шастру» 
(«Наука любовной страсти») Нагарджуны; «Шригаради-пику» («Светильник страсти») 
Харихары и др. Отдельные трактаты в рамках этой традиции создаются уже в новое 
время, в XVII—XVIII вв. и еще позже.
Произведения эти обычно охватывают тот же круг вопросов, что и Камасутра, 
несколько варьируя порядок изложения. По большей части они уступают ей в 
полноте сведений, хоть и в отдельных деталях содержат интересные дополнения к 
ней. Таковы, например, сведения «Ратирахасьи», «Панчасаяки», «Анангаранги» и 
других трактатов о четырех типах женщин, о соответствующем обращении с ними, о 
некоторых «тайных средствах» (ср. примеч. к 6.1).
Автор Камасутры. Вопрос о времени создания Камасутры 
Об авторе Камасутры, Ватсьяяне Малланаге, нам известно очень мало. Очевидно, он 
был из брахманов, Малланага — его личное имя, Ватсьяяна — фамильное. Традиция 
называла его аскетом (муни, букв. «молчальник»). Вероятно, он жил в западной 
части Индии; возможно, в столице Аванти Уд-джайне — большинство его 
географических сведений, причем, как полагают, наиболее достоверных и известных 
ему непосредственно, а не из вторых рук, относится к этим областям.
Время жизни Ватсьяяны (и соответственно датировка Камасутры) может быть 
уточнено, с одной стороны, благодаря реминисценциям самого текста, с другой — 
на основании косвенных свидетельств и упоминаний. Среди источников, 
использованных Ватсьяяной, были, по-видимому, наряду с «Артхашастрой» (см. 
ниже) законодательства Васиштхи, Баудхаяны, «Законы Ману», Вишнусмрити — (см., 
например, К 19.30; 31.29 и др.), — т.е. тексты, складывавшиеся в первых веках 
до н.э. 
Не исключено, что упоминаемые Ватсьяяной сюжеты легенд об Ахалье, Авимараке, 
Шакунтале (см. 47.14) могли быть известны ему из сочинений знаменитого 
буддийского автора Ашвагхоши (ок. П в. н.э.) — кстати, последний упоминает 
камашастру среди наук, которым обучался Будда, — и драматурга Бхасы (ок. III в. 
н.э.). Более существенно для определения Камасутры упоминание о царе Шата-карни 
Шатавахане из Кунталы (15—16.28), правившем, вероятно, на рубеже нашей эры. 
Свидетельство о царе Котты Абхире (48.30;ср. 49.34), скорее всего, относится к 
III в. н.э.; примерно о том же периоде говорят упоминания о царях Андхры, 
Ватсагулмы, Видарбхи, Саураштры (48.32—36) — полагают, что подобные данные 
связаны с раздробленностью соответствующего района Юго-Западной Индии, а это 
могло быть после ослабления династии Шатаваханов, но до возвышения династии 
Гупт (о которой Камасутра не упоминает). 
С другой стороны, упоминание о Ватсьяяне мы находим в известном сборнике басен 
«Панчатантре», причем, быть может, не случайно, — не в сравнительно ранней 
редакции этого сборника, восходящей, видимо, к III—IV вв. н.э., а в более 
поздней обработке. Сочинения Калидасы (ок. V в. н.э.) обнаруживают явное 
знакомство с отдельными деталями учения о каме, и не исключено, что источником 
его знаний была именно Камасутра. Одним из первых упоминает «Камасутру» 
писатель Субандху (ок. VI в.). Определенно был знаком с нею драматург 
Бхавабхути (первая половина VIII в.). В целом, если подытожить эти данные, есть 
основания полагать, что автор «Камасутры» жил не раньше I и не позже VI в. 
В этом промежутке и заключены известные нам датировки, часто не совпадающие 
друг с другом. Согласно достаточно осторожным соображениям X. Чакладара, 
сравнительно надежней отнести «Камасутру» к III—IV вв. 
Читателя, впрочем, не должна удивлять подобная приблизительность. Таково 
состояние древнеиндийской хронологии, и Камасутра здесь не исключение.
Гораздо меньше затруднений вызывает определение даты наиболее известного 
классического комментария к «Камасутре» — «Джаямангалы», составленного 
Яшодхарой Индрападой. 
Согласно свидетельству одной из рукописей, этот труд был создан при царе 
Анкалвада (к. западу от Удджайна) Висаладеве (1243—1261). Эти данные 
подкрепляются и некоторыми косвенными свидетельствами. Так, первая из известных 
нам ссылок на Яшодхару относится к 1307 г.
Камасутра дошла до нас в семи разделах (адхикарана), каждый из которых делится 
на неодинаковое (от 2 до 10) число частей (адхьяя) и одновременно — на 
неодинаковое (от 5 до 17) число глав (пракарана). Последние иногда совпадают с 
частями, но чаще уступают им в объеме (от 2 до б глав в части) и имеют сквозную 
нумерацию в тексте; за исключением двух случаев (15—16 и 17—18), они 
композиционно обособлены друг от друга. Общее число частей — 36, глав — 64 (см. 
1.87 и соотв. примеч.). Далее текст делится на сутры; они, как правило, имеют 
сплошную нумерацию в рамках отдельных частей (см. примеч. к 1.87). Размеры сутр 
неодинаковы — от одного слова (ср. 1.25 и ел.) до развернутых перечней (ср. 3.
16). Всего их в использованном нами издании (КО) — 1683, причем число сутр в 
отдельных частях также неодинаково (от 25 до 87). Эта количественная 
неравномерность видна из следующей таблицы:
Содержание и стиль Камасутры. 
«Камасутра» изложена прозой, за исключением стихотворных концовок, написанных 
традиционным размером шлока. 
Концовки обычно подводят итог каждой части, предлагая заключительное более 
общее наставление; реже — излагают конкретные сведения.
Завершающие стихи VII раздела (64.52—58) в отличие от других концовок 
резюмируют всю книгу в целом. В нескольких случаях шлоки составляют целую главу,
 последнюю в данной части (главы 7, 24, 30, 39); изредка завершают и отдельную 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 12
 <<-