|
Его призывают с целью добиться успеха в любви, восстановить утраченную силу и т.
п. Кама определяется здесь как «саморожденный», вышедший из сердца верховного
творца Брахмана, сын дхармы и супруг веры. Брачные отношения, как в плане
космогонической и ритуальной символики, так и в конкретных рекомендациях,
отразились в рассуждениях ранних упанишад.
Кама в эпосе и лирике
Еще значительнее роль Камы в эпосе и лирике.
К его образу неоднократно прибегают великие эпические поэмы — «Махабхарата»
(где он, например, сравнивается с ненасытным пламенем, ср. VI. 31.11, а также
XII. 167.33 и ел.; XIV. 13.12 и ел. и др.), «Рамаяна», пураны.
Его называют сыном богини счастья и красоты Лакшми, его супруга — Рати
(«любовная страсть»), его младший брат — Кродха («гнев» — ср. К 22.40 и ел.),
его дочь — Тришна («жажда») и т.д.
Кама почитался также одним из вишведевов — божеств, которым поклонялись при
жертвоприношениях душам предков и ежедневно подносили часть пищи.
Бога любви изображали юношей, восседающим на попугае (также — на колеснице). В
руках у него лук из сахарного тростника с тетивой из пчел и пятью стрелами из
цветов. На его знамени изображено фантастическое морское чудовище (макара), во
чреве которого он, согласно преданию, жил некоторое время. Кама наделен
множеством эпитетов: Манматха («смущающий душу»), Манасиджа («родившийся в
душе»), Мадана («опьяняющий»), Шамантака («губитель покоя»), Шрингарайони
(«источник наслаждения») и т.д. Пренебрегать дарами Камы считалось нечестием,
заслуживающим кары: герой «Махабхараты» Арджуна, отвергший любовь небесной девы
Урваши, был наказан за это.
Древнеиндийская литература неоднократно возвращается к подобному мотиву: героя
предупреждают, что он тяжко согрешит, если не ответит взаимностью влюбленной в
него женщине. В популярном сборнике рассказов «Шу-касаптати» («Семьдесят
рассказов попугая») сказано: «Когда прекраснобедрая, томимая любовью, сама
пришла к мужчине, то он пойдет в ад, убитый ее вздохами, если не насладится ею»
.
Культ эмоционального, любовного начала сыграл во многом определяющую роль в
почитании бога Кришны как воплощения любви (мифы о Кришне и пастушках), в
различных течениях бхакти, которые выдвигали любовную преданность, подчас
откровенно чувственного характера, как путь к постижению божества.
Первостепенное значение придавалось символике мужских и женских гениталий
(соответственно: лингам — божественное творческое начало; йони — природная
энергия, содействующая его проявлению) в почитании бога Шивы, в мифологии и
обрядности отдельных сект и тантристских культах". Велика роль соответствующих
символов и сюжетов в древнеиндийском изобразительном искусстве (храмовая
скульптура Кхаджурахо, Конарака и др.), надо полагать, несущих важную функцию в
системе индуизма12 и одновременно находящих себе параллели в «Кама-сутре» (см.
далее, примеч. к 13.1).
Все эти факты, засвидетельствованные многочисленными литературными и
иконографическими источниками и имеющие параллели в других культурах (как
первобытных, так и достаточно развитых), показывают, сколь значительное место
занимала кама в древней и средневековой культуре Индии, сколь тесно она была
связана с идеями индуизма. Это позволяет лучше понять место науки о каме
(камашастра) в ряду других древнеиндийских научных дисциплин, понять
оправданностью закономерность многовековой традиции этой науки, на протяжении
тысячелетий передававшейся индийцами из поколения в поколение.
В частности, заслуживает внимания толкование функции подобных сюжетов, как
очищающей. Вместе с тем эти изображения связаны, возможно, не только (и даже не
столько) с нормами, предусмотренными наставлениями в каме, сколько со
специфической тантристской практикой.
Отдельные сведения о подобной традиции мы узнаем прежде всего из самой
«Камасутры». Характерная легенда возводит науку камы к творцу мира Праджапати,
преподавшему ее наряду с наставлениями в дхарме и артхе. Следующее мифическое
звено — слуга Шивы Нандин, возвестивший эту науку «в тысячу частей» своему
господину. Дальнейшие сведения носят уже более достоверный характер. Ауддалаки
Шветакету сокращает наставление Нандина до пятисот частей, а затем Бабхравья
Панчала — до ста пятидесяти. Семь разделов этого наставления (совпадающие с
разделами Камасутры) были затем изложены соответственно Чараяной, Суварнанабхой,
Гхотакамукхой, Гонардией, Гоникапутрой, Даттакой и Кучумарой. Ватсьяяна же,
согласно его собственному свидетельству (1,19; ср. 64.56), для удобства
пользования свел эти сочинения воедино, использовав также наставления Бабхравьи.
Так или иначе, его труд, можно полагать, является ранним из дошедших до нас
трактатов о каме. Не останавливаясь на всех, по-видимому, довольно
многочисленных памятниках этого рода, значительная часть которых известна нам
лишь по названию (таких названий насчитали в свое время около сотни), мы
упомянем здесь отдельные более известные трактаты, созданные уже гораздо позже
Камасутры.
По всей видимости, до XIII в. Коккокой была составлена «Ратирахасья» («Тайна
любовной страсти»; иначе — «Кокашастра»). Здесь 10 частей, изложенных
изысканными стихотворными размерами. Порядок изложения в целом соответствует
Камасутре; при этом автор ссылается на Ватсьяяну и другие авторитеты.
Книга эта неоднократно комментировалась и поныне пользуется большой
популярностью в Индии. Другой трактат — «Панчасаяка» («Пять стрел [бога
любви]») Джьотиришвары.
Последний жил, по-видимому, не раньше XI и не позже XIII в. Его сочинение
насчитывает около 600 строф и делится на пять книг. Видимо, еще позже, в XV в.,
|
|