|
грамматика (вьякарана), этимология (нирукта), астрономия (jyotisa), ритуал
(kalpa).
Со временем специализация наук в древней Индии усиливается; свидетельства
последних веков до н.э. и первых веков н.э. насчитывают уже десятки различных
отраслей знания; многим из них, как мы знаем, были посвящены специальные
сочинения.
Соответствующие трактаты носили название сутра (сутра — букв. «нить», также —
краткое афористическое правило, связанное с рядом таких же правил в рамках
данного произведения — ср. параграфы «Камасутры»).
Характеристика этого раздела индийской культуры выходит за рамки настоящего
предисловия, и здесь в связи с дальнейшим изложением хотелось бы отметить лишь
некоторые более общие особенности языка древнеиндийской науки. Язык этот, в
частности, отличался тщательно разработанной, детальной терминологией;
тенденцией к подробным перечислениям; чертами характерной системности в методах
описания, кое в чем напоминающими принципы современного научного описания и уже
поэтому заслуживающими пристального внимания. Хорошо известно тяготение
древнеиндийских авторов к скрупулезным классификациям, проявляющееся буквально
во всех отраслях знания, о чем бы ни шла речь — здесь классифицируются жесты и
мелодии, ступени чередования звуков и периоды жизни, виды пьес и человеческие
аффекты.
Подчас объекты подобного описания таковы, что соответствующая классификация
невольно воспринимается нами как курьез (ряд примеров тому дает и «Камасутра»).
В таких случаях важно отвлечься от привычных оценок и ассоциаций и постараться
воспринять эту черту (наряду с многими другими специфичными особенностями
индийской жизни) в более широком контексте древнеиндийской культуры как
необходимое ее звено. Подобный подход оправдан, в частности, и тем, что
названная тенденция многообразно отражается не только в теоретических описаниях,
но и в творческой практике древних индийцев — в их поэзии, музыке, скульптуре
и т.д. Мы имеем здесь в виду достаточно устойчивую символику различных
выразительных средств, строго соотносимых с определенными предметами,
состояниями, свойствами, что приводило в искусстве и литературе к созданию
своеобразных кодов (с помощью музыкальных звуков, жестов, красок и т.д.) —
например, соотнесение тех или иных эмоций с временами года, часами суток,
мелодиями.
Значительная часть памятников древнеиндийской дидактики предстает перед нами в
обрамлении одной из таких классификаций — в соответствии с тремя видами или
установками человеческой жизнедеятельности, которые предписывались высшим
сословиям и, видимо, несколько позже были дополнены четвертым.
Это, во-первых, дхарма (дхарма, от дхар — «держать») — «установление», «закон»,
«нравственный долг» — совокупность общественных, семейных, религиозных
обязанностей, определяющих должное поведение человека; во-вторых, артха —
«суть», «польза», «выгода» — приобретение и надлежащее использование
материальных ценностей, также наука государственного управления и шире —
стратегия практического поведения в целом; в-третьих, кама — «любовь», сфера
чувственной, эмоциональной жизни, возбуждение и удовлетворение чувств,
преимущественно же — физическая любовь.
Присоединяемый к ним четвертый принцип: мокша — «освобождение»,
противопоставлен первым трем, означая отказ от активной жизнедеятельности и
мирских привязанностей, достижение высшего состояния, святости. Эта
классификация получает, по-видимому, достаточно широкое распространение уже в
первых веках до н.э. и играет значительную роль в догматике индуизма, во многом
определяя тематику и композицию ряда законодательных, этико-философских,
художественных произведений.
Характерно в этом отношении уже возглашение, открывающее «Камасутру» (см.
Камасутра 1.1). Система эта помогала многим поколениям индийцев осмысливать и
упорядочивать собственную деятельность. При этом надо иметь в виду, что дхарма,
артха и кама относились не только, а подчас и не столько к разным поступкам,
сколько к разным точкам зрения на один и тот же поступок, т.е., условно говоря,
представляли соответственно этическую, прагматическую и гедонистическую его
оценки (в этой связи характерны рассуждения «Камасутры», гл. 58). Традиция
предписывала гармонично сочетать эти принципы — так, чтобы ни один из них не
вредил другому — и должным образом распределять их по стадиям жизни :
«В детстве — приобретение знаний и другие дела артхи. В молодости — кама. В
старости — дхарма и мокша.»
Здесь напрашивается сопоставление четырех указанных принципов с другой
изоморфной классификацией — четырьмя жизненными стадиями, ашрамами,
предписывавшимися брахману: состояния ученика (брахмачарин), домохозяина
(грихастха), лесного отшельника, заботящегося лишь о размышлении и должных
обрядах (ванапрастха) и отрекшегося от мира нищенствующего странника
(санньясин). Первые три ашрамы в той или иной степени связаны с исполнением
первых трех принципов, четвертая — с четвертым принципом, выдвигавшимся как
конечная цель человеческого существования7.
В триаде принципов, связанных с активной жизнедеятельностью, кама занимает
весьма существенное место, тесно взаимодействуя с двумя другими. В частности,
это в полной мере относится и к ее связи с дхармой* — здесь надо иметь в виду
важную роль камы в системе воззрений индуизма.
«Желание», как изначально творящая сила, выступает уже в «Ригведе»; ее
персонификация — великий перворожденный бог Кама — неоднократно встречается в
более поздних ведийских текстах.
|
|