|
литературах Востока, например в древнем Египте. Более достоверные примеры из
восточных литератур (персидской, арабской, турецкой) относятся уже к
сравнительно позднему периоду.
Наряду со специальными трактатами на эту тему интересный материал для сравнения
дают также отдельные части научных и художественных произведений, в целом
выходящих за рамки любовной тематики. Такова, например, глава «Страстная
любовь» в «Каноне врачебной науки» (ч. 1, § 11) Ибн Сины (980—1037)
Так, например, «Семьдесят рассказов попугая» содержат еще одну любопытную
классификацию: три типа (высший, средний и низший) любовников и любовниц —
соответственно:
1) любящий любящую,
2) не любящий любящую,
3) любящий не любящую
и
1) гневающаяся за дело, хорошо обращающаяся, сведущая в искусствах;
2) гневающаяся без причины и неровная;
3) жадная, легкомысленная и неблагодарная.
(здесь же приведены рассуждения о видах любовного ложа).
содержащая описания признаков влюбленности (ср. К 40.5), средств избавиться от
страсти и т.д. Можно назвать соответствующие главы в «Кабус-наме» Кей-Кавуса,
написанном в 80-х годах XI в. — гл. 14 «О любовных делах и обычаях их» и 15 —
«Об обладании и распорядке его».
Тематика «Камасутры» отразилась и в трактатах Моисея Маймонида (1135—1204).
Наставления в любви были издавна распространены в Китае. Интересны уже
древнейшие натурфилософские спекуляции, значительную роль в которых играли
понятия мужского и женского начал (ян, инь). Первостепенное значение здесь
придавалось регулировке отношений между полами — в ней видели необходимое
условие индивидуального бессмертия (даосизм) и приобретения хорошего потомства
(конфуцианство). К сожалению, значительная часть соответствующих трактатов
утрачена; из сохранившихся можно назвать, например, «Дун сюань цзы» («Трактат
проникшего в тайну»), реконструированный уже в новое время и относимый к IV—VII
вв. н.э..
Язык этих трактатов, их композиция кое в чем напоминают древнеиндийские тексты
— таковы скрупулезные перечни отдельных деталей, систематическое выделение
групп с определенным числом элементов (пять признаков женской страсти, восемь
благ и семь зол соития и т.д.), перечень лечебных средств в конце.
Физическая любовь сходным образом рассматривается здесь в связи с другими
сферами жизнедеятельности, хотя, насколько мы можем судить, в древнеиндийской
литературе подобные соотнесения, по-видимому, носят в целом более
систематизированный характер. В отдельных трактатах отразились даосские
воззрения, связанные с определенной ритуальной практикой и в отдельных деталях,
напоминающие тантристские предписания.
Камасутра и античная литература
Переходя к отдельным примерам из более известной читателю литературы, начиная с
античной, следует сказать, что в отличие, например, от персидских или китайских
произведений для античности уже по хронологическим соображениям, по-видимому,
исключено влияние древнеиндийских образцов. Жанр наставлений в любовном
искусстве существовал уже в Греции классического периода. Древнейшее такое
наставление традиция приписывала Астианассе — служанке Елены, легендарной
виновницы Троянской войны. Жанру этому отдавали дань древнегреческие философы,
среди них знаменитый стоик Зенон (ок. 300 г. до н.э.). Широкую популярность в
Риме I в. н.э. получили, судя по упоминаниям Светония («Тиберий», 43) и
Марциала (XII. 43, 95 и др.), «Книги Элефантиды», которыми пользовался, в
частности, император Тиберий (14—37 гг. н.э.).
Все эти произведения до нас не дошли и известны лишь из косвенных свидетельств
античных авторов. Первое сохранившееся в европейской литературе наставление
подобного рода — поэма «Искусство любви» Публия Овидия Назона
(43 г. до н.э. — ок. 17 г. н.э.).
|
|