|
к внешней реальности.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей
человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре
функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление,
чувство, ощущение, интуиция.
Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать
дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей
форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает
имя вещи и вводит понятие.
Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и
определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство - функции
рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина -
ложь”, а чувство - “приемлемо - неприемлемо”. Эти функции образуют пару
противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно
не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого
и затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом - научно
или философски - что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект,
рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении
от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки. Вечная тема
борьбы между чувством и разумом в истории человеческой культуры - очевидное
тому подтверждение.
Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не
говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В
ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в
действительности.
Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть
понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно,
смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются
иррациональными - внешним и внутренним восприятием, независимым от каких
либо оценок.
В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют
взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами
противоположностей: мышление - чувство, ощущение - интуиция.
Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями,
на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели
остальные. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше
остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается
подчиненной.
Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь
по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена
другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В
соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа:
мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная
жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и
последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той
степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и
не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его
мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы
оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное
проявление жизни. В данном случае чувство оказывается функцией
подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают
в пренебрежительном запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и
поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим
интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в
жертву.
Чувственный тип соответственно больше распространен у женщин.
Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства
являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам
других являются показательной чертой, основным качеством данного типа.
Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального
контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный
тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым
любопытством по поводу личных дел других. О таких людях часто говорят:
“Вечно он суется не в свои дела.”
Поскольку в данном случае мышление оказывается функцией подчиненной,
то и способность к абстрактному безличному суждению у таких людей
подвергается известному сомнению. Мышление как таковое принимается лишь в
той степени (или до той поры), в какой (или пока) оно обслуживает интересы
чувственных взаимоотношений. Носами взаимоотношения, как правило, очень
неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние
позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором.
Сенсорный (ощущающий) - типе характеризуется приспособленностью к
обычной сиюминутной реальности, к “здесь и сейчас”. Он охотно
довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях,
бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или
туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным,
реальным и настоящим в смысле готовности “жить” в данную минуту, но
одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение,
способное приглушать это заземленное состояние, - продукты интуиции,
|
|