|
сохранить бодрость.
В действительности чайная церемония возникла в Китае задолго до
появления буддизма. Согласно многим источникам, ее ввел Лао-цзы. Именно он
в V в. до н. э., свидетельствуют сказания, предложил ритуал с чашкой
“золотого эликсира”. Этот ритуал процветал в Китае вплоть до монгольского
нашествия. Позже китайцы свели церемонию с “золотым эликсиром” к простому
завариванию подсушенных листьев чайного куста.
В Японии же искусство тяною получило свое логическое завершение.
Буддизм в древней Японии.
Эта религия проникла, как уже отмечалось, в Японию в VI в., когда на
Японские острова начали проникать буддийские монахи. Буддийские священные
книги, написанные на китайском языке, были первыми, появившимися в Японии.
Традиционные формы японизированного буддизма имеют свои некоторые
особенности.
Как уже указывалось, основатель буддизма (Будда) родился в VI в. до
н.э. в княжеском роде Шакиев (Могущественных), его назвали Сиддхартха, а
когда он достиг совершеннолетия, ему дали имя Гаутама. То есть японцы
легенду о Гаутаме принимают полностью. Так же как и то, что отец Гаутамы
держал сына-наследника вдали от мирских дел, возил его на золоченой
колеснице, скрывая от глаз посторонних. Молодой князь не знал забот,
купался в роскоши и не ведал настоящей жизни. Однажды он все же увидел
нищего старика, в другой раз — калеку, в третий покойника и в четвертый —
бродячего отшельника. Увиденное потрясло Гаутаму и переменило его судьбу.
Он отказался от богатого наследства, оставил жену и сына и в 29 лет стал
странствующим аскетом.
Шесть лет Гаутама, согласно японской интерпретации, провел в
скитаниях, живя подаянием. Как-то ночью, сидя под деревом Бо (Бодхи, что
значит “познание”) в глубокой задумчивости, он понял смысл бытия — на него
снизошло просветление. Гаутама познал четыре святые истины: жизнь в своей
основе есть страдание; причиной страдания являются страсти, потребности,
желания людей; чтобы избавиться от страданий, надо пресечь все желания;
сделать это можно только путем ухода от действительности и достижения
“высшего просветления” — нирваны.
С того времени как Гаутама стал Буддой (будда на санскрите означает
“просветленный”, “достигший прозрения”, и японцы также заимствовали это
понятие), его стали именовать Шакья-Муни (святой из рода Шакиев).
Дальнейшую жизнь Будда посвятил проповеди своего учения. Умер он в 80
лет. Последователи, в том числе и в Японии, стали наделять его различными
сверхъестественными способностями: он мог быть невидимым, летать по
воздуху, ходить по воде, держать в руках солнце и луну и т. д. Постепенно
Будда приобрел в представлениях людей и другие божественные качества.
Главным в японизированном буддизме является уход от житейской
действительности. Буддизм проповедует отречение от страстей, провозглашает
тщетность мирских забот, призывает к душевному покою.
Буддисту, как вытекает из канонов, следует бежать из сансары
(материального, чувственного мира), чтобы перейти в мир нирваны. Согласно
учению Будды, сансара — это иллюзорный мир, а нирвана — мир подлинный.
Реальность, как следует из догматов буддизма, это движение специфических
частиц — дхарм. Все в мире образуется из комбинации дхарм. Буддийские
схоласты насчитывают от 70 до 100 разновидностей дхарм. Выделяют также
определенные группы дхарм: дхармы бытия и небытия (то, что рождается и
исчезает, и то, что существует вечно); дхармы волнения и покоя (то, что
подвержено страстности и суете, и то, что стремится к успокоению); дхармы
психических состояний (ощущение благоприятного, неблагоприятного и
безразличного отношения к окружающему); познавательные дхармы (ощущение,
восприятие, представление); дхармы сознания и подсознания (подконтрольные
сознанию абстракции и то, что неподконтрольно сознанию).
Дхармы, согласно буддизму, никогда не исчезают, а лишь соединяются в
различные структуры. В связи с этим и человеческая смерть понимается как
распад одной структуры дхарм и появление другой в образе человека,
животного, насекомого, растения и т. д. Жизнь, по буддизму, это цепь
бесконечных перерождений. Чтобы обеспечить себе “хорошее перерождение”, не
переродиться, скажем, в змею или насекомое, человек должен соблюдать
предписания буддизма. Представление о месте человека в мире изложено в
многочисленных посланиях Будды. Суть их хорошо видна в обращении Будды к
своим ученикам перед смертью.
“Пусть мое учение освещает вам путь жизни! Положитесь на него; не
верьте ничему другому. Будьте сами светом себе. Надейтесь только на себя;
не надейтесь на других. Блюдите свое тело, заботьтесь о чистоте его; не
поддавайтесь искушениям; разве вы не знаете, что искушения принесут вам
страдания? Заботьтесь о душе своей; знайте; что она вечна; разве вы не
убеждены в том, что забвение ее, ваша гордыня и себялюбие принесут вам
неисчислимые страдания? Будьте внимательны ко всему, что окружает вас;
разве вы не видите, что все это извечная “самость”? Разве вы не знаете, что
все это со временем распадется на части и будет развеяно? Не пугайтесь
страданий, следуйте моим заветам и вы избавитесь от них. Делайте все с
душою — и вы будете моими верными учениками.
|
|