Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Философия :: РЕФЕРАТ: АГНОСТИЦИЗМ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-
 
Не сомневаясь в отличие от Юма в существовании вне сознания
материальных «вещей самих по себе», Кант, однако, считал их в принципе
непознаваемыми. Воздействуя на человека, «вещи сами по себе» вызывают в нем
множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными
посредством априорных форм живого созерцания. Обретая пространственную и
временную форму, представления упорядочиваются далее посредством категорий
рассудка («причины», «количества» и др.) и трансформируясь в явления,
соотносятся как внешние субъекту феномены с воздействующими на субъект
«вещами самими по себе». В процессе познавательной (и трудовой)
деятельности субъект раскрывает мир феноменов и развивает научное знание.
На рубеже XIX-XX вв. сформировалась разновидность агностицизма –
конвенционализм. Внутринаучной предпосылкой его формирования были
теоретизация естественных наук, усиление роли научных понятий, законов,
теорий в качестве средств познания, выявившаяся возможность выбора средств
теоретического отражения действительности, расширяющийся диапазон конвенций
в среде естествоиспытателей. Конвенционализм (от лат.conventio – договор,
соглашение) определятся как философская концепция, согласно которой научные
теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом
соглашения между учеными.
Виднейший его представитель – французский математик методолог науки А.
Пуанкаре (1854- 1912). Он отделял отношения между вещами от сущности самих
вещей, считал, что познаваемы только отношения, но природа вещей
непознаваема. «Не только наука не может открыть нам природу вещей; ничто не
в силах открыть нам ее, и если бы ее знал какой-нибудь бог, то он не мог бы
найти слов для ее выражения» (Пуанкаре А. «О науке». М., 1983. С. 277).
Конвенционализм как система мировоззренческих взглядов и принципов
научного познания широко распространился в последние десятилетия в западной
философии, а также в логике и методологии науки. С конвенционалистскими
установками выступали Поппер, Лакатос, Фейерабенд и многие другие ученые.
Краткий обзор перечисленных выше концепций убеждает, что в них вовсе
не отрицается возможность познания мира вообще или феноменологической его
стороны, данной в ощущениях или рассудке человека, да и нелепо, видимо,
полагать, будто найдутся философы, в прямом смысле слова отрицающие
возможность познания каких-то, хотя бы самых очевидных, сторон объектов
мира.
И если некоторые философы и естествоиспытатели все же ставят под
сомнение возможность познания «вещи в себе», то этого не делает никто,
когда заходит речь о явлениях (другое дело, как трактуется при этом природа
самого явления или «мира вообще»).
Так или иначе, трактовка агностицизма как учения, подвергающего
отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость мира, является
неточной.
Агностические концепции появляются и функционируют в сфере науки,
философии, культуры не из наивно-примитивного нигилизма в отношении к
познанию, а из столкновения с противоречивой природой материальных систем и
чрезвычайно сложным характером и процессом ее отображения в сознании
субъекта.
Современная философская теория познания не расходится с агностицизмом
в вопросе о познаваемости явлений (как феноменов, объектов чувственного
познания). Не расходятся они и в ответе на вопрос: можно ли познать мир
целиком во всех его связях и опосредованиях? (На это дается отрицательный
ответ).
Расхождение в другом – по вопросу о том, познаваема ли сущность
материальных систем. Расхождения – в трактовке природы «феномена» -
явления: имеют ли эти явления непосредственное отношение у сущности
материальных систем?
На вопрос о возможности получения достоверного знания о сущности
предметов (или о главном в этой сущности) агностики отвечают отрицательно,
хотя и по-разному, в зависимости от того, признают ли они вообще
существование сущности или нет, а если признают, то какую видят связь
сущности с явлением.
С точки зрения диалектической философии мир материальных систем не
ограничивается чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями. За ними
находятся, за ними скрываются и в них проявляются (нередко искаженно)
сущностные связи и отношения.
Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного
познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак
агностицизма, и он должен быть отражен в исходном определении понятия
«агностицизм».
Таким образом, в качестве исходного может быть предложено следующее
определение: агностицизм – это учение (или убеждение, установка),
отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем,
закономерностей природы и общества.
Коснемся еще одного момента, связанного с пониманием специфики
агностицизма – его отношения к идеализму.
В статье И.В.Сталина «О диалектическом и историческом материализме»
заявлялось, что идеализм оспаривает возможность познания мира и его
закономерностей, не верит в достоверность наших знаний, не признает
объективной истины и считает, что мир полон «вещей в себе», которые не
могут быть никогда познаны наукой. В этом утверждении идеализм
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 3
 <<-