Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Дипломы,курсовые,рефераты :: Философия :: РЕФЕРАТ: АБЕЛЯР ПЕТР ЭТИКА ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-
 
образом получается, что Господь сам молит за распинающих Его, говоря: Отче!
прости им, ибо не знают, что делают (Лк. XXIII, 34), или Стефан,
наставленный этим примером, молит за побивающих [его ] каменьями, говоря:
Господи, не вмени им греха сего (Деян. VII, 60)? Кажется, что нет нужды в
прощении того, чему не предшествует вина; и вот что обычно называется
прощением: быть прощенным — ничто иное как отказ от кары, которую заслужила
вина. Стефан, более того, говорил, очевидно, о том грехе, который был
грехом по неведению.

Сколько способов выражения греха?

26Pseudo-Athanasius. «Quicumque»// Enchiridion Symbolorum. Ed. H.
Denzinger. Freibourg, 1965. P. 42.
Но чтобы мы полнее могли ответить на возражения, нужно знать, что слово
(потеп) «грех» понимается по-разному. Собственно грехом, однако, называется
презрение Бога, т. е., как мы выше сказали, согласие на зло. От него
свободны малые дети и прирожденные идиоты — те, кто, будучи лишен разума,
не имеют заслуг; ничто им не вменяется в грех, и они спасаются только лишь
таинством причастия. Грехом называют также искупительную жертву за грех,
относительно которой апостол говорит, что Иисус Христос взял на себя [наш ]
грех (2 Кор. V, 21). Грехом, или проклятьем, называют также кару за грех,
относительно чего мы говорим, что грех отпущен, т. е. отпущены муки, и
Господь Иисус Христос нес наши грехи, т. е. претерпел казнь за наши грехи,
т. е. за их последствия. Но когда мы говорим, что и малые дети повинны в
первородном грехе,— или что, по слову апостола, мы все согрешили в Адаме,—
это все равно что сказать, что происхождение нашего греха либо приговор по
нему были предопределены его прегрешением. Сами же греховные поступки или
то, чего мы не знаем, либо должным образом не жаждем, мы никоим образом не
называем грехами. В самом деле: что означает совершить грех, кроме как
претворить результат первородного греха? И не удивительно, потому что —
наоборот — мы называем прегрешениями сами деяния, о чем у Афанасия: И те,—
говорит он,— кто представит причину собственных поступков, и те, кто
действовал во благо, отойдут в жизнь вечную, а кто во зло,— в вечный
огонь26. Итак, что же это за собственные поступки? Нужно ли думать, что суд
над ними устроен потому, что они осуществлены как деяния, так что тот, кто
преуспел в такого рода труде, тот и получил большее воздаяние, а кто не
смог осуществить задуманное, освобожден от суда,— будь то сам дьявол, не
добившийся предвкушаемого результата? Отнюдь нет. Под собственными
поступками Афанасий понимает все же согласие, на основании которого люди
решили действовать, т. е. грехи, которые у Господа считаются делом
свершенным, потому что он карает за них, как если бы действительно их
совершили. Когда Стефан говорит о грехе, который евреи по неведению содеяли
по отношению к нему, то он называет грехом и казнь, которую он претерпел из-
за первородного греха, и иные последствия, и неправедное деяние,
осуществленное ими, когда те забрасывали его каменьями» Его мольба не
вменять им [это в вину ] означает: не карать их за это телесной карой,
поскольку часто при подобных обстоятельствах Бог карает телесно, хотя вина
этого не требует. И, однако, карает не без причины,— когда, например,
посылает на скорбь праведников ради их очищения или испытания, дозволяя их,
скажем, ранить ради того, чтобы затем избавить от мук и прославить за то,
что они содействовали благодати,— как в случае с тем слепцом, о котором
Господь Сам сказал: Не согрешил ни он, ни родители его, хотя он родился
слепым, но произошло это для того, чтобы на нем явились дела Божий (Иоан.
IX, 3). Кто же будет отрицать, что иногда невинные сыновья подвергались
опасности и страдали за грехи своих злосчастных родителей, как это было в
Содоме (Быт, XIX), или, как нередко происходит со многими народами, ради
наибольшего распространения кары и сильнейшего устрашения злодеев? Именно о
таком грехе размышляет св. Стефан, оттого он умолял не вменять им в вину
казни, которую он претерпел от иудеев, либо оттого, что они неправедно
совершили, т. е. не наказывать их за это телесно.
27 Sancti Gregorii papae I Moralium in Iob, lib. XVI, 10, n 14//MPL, t. 75,
col. 1126 В.

28В русском тексте Библии: Будучи праведен. Ты всем управляешь праведно,
почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает
наказания.
Мнение же Господа сосредоточенно выражено в такой сентенции: Отче,
прости их (Лк. XXIII, 34), что значит: не карай за то, что они совершают
против меня, даже телесной карой; она, впрочем, могла бы быть разумной,
даже если бы никакой иной вины у них не было прежде; так что зрители или
даже они сами, очевидно, не усмотрели бы неправедности в том, что Он
действовал карая. И Господь увещевал, побуждая нас в этой молитве к
добродетели терпения и к проявлению высшей любви, так что завет, которому
Он Сам обучал нас,— молиться именно за врагов,— Он исполнил на деле,
собственным примером. Когда Он сказал: Прости,— Он намекал не на
предшествовавшую вину, т. е. на презрение Бога, которая на них была, но на
истинную причину кары, какую необходимо разыскать; как мы сказали, кара не
могла бы воспоследовать беспричинно, даже если бы прежде у них и не было
вины. Это, например, случилось с пророком, пришедшим из Самарии и вкусившим
пищу, что было запрещено ему Господом,— в чем, кстати, нет какого-либо
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 28
 <<-