|
же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;
б) центрирование на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии:
здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;
в) имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной
ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание;
г) психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой
подвижности. Психодрама доставляет радость и удовольствие руководителю и группе
в отличие от многих прочих "серьезных" занятий в нашей жизни.
Модификациями психодрамы являются социодрама, поведенческая драма,
дидактический театр.
Как и для любой групповой психотерапии, для психодрамы необходимы навыки
жизни в группе, то есть каждый отдельный член группы должен быть в состоянии 1,
5-2,5 часов активно участвовать в групповом процессе. Как и для других групп, в
группе психодрамы пациентам с зависимостями (например, алкоголикам) лучше
работать совместно с пациентами с той же симптоматикой. Клиенты с сильными
страхами должны готовиться к групповой работе в индивидуальном консультировании
или психотерапии.
2. Фаза разминки
После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы
приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и
групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных
участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях,
который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс
"размораживания" в разных психотерапевтических группах протекает с разной
скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих членов группы
требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы
определить, что происходит в группе.
Некоторые техники фазы разминки:
Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что он
воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.
Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место
какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в Я-форме.
Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем
внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.
Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и
поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим
своего партнера.
В качестве заданий для размораживания полностью подходят также любые из
множества невербальных упражнений.
3. Игровая фаза
После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается тема для игровой фазы,
например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или
же общая групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену
и разыгран на сцене, причем будут применяться различные техники психодрамы.
Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из
участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации
из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами
группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая
групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или
планы на будущее.
Важнейшими психодраматическими техниками являются следующие:
Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член
группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса,
жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист.
Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и
этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего дублирование бывает
поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и
даже парадоксальным. Дублирование не является "внушением", протагонист, как
показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Дублирование связано
с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между
матерью и младенцем).
Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по
возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в
какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о
себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация
сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему
поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.
Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого,
причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот
другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания
другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль
своей матери.
Также к числу техник психодрамы принадлежат также "речь в сторону",
"внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в
пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или
антипатии). Особыми формами активной социограммы является "социальный атом"
(Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в
|
|