|
Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста
Заключение
Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям.
Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство
коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим,
что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.
Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и
как историю движения.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации
самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и
увеселение публики (К. Рудестам,1998 ). Одной из первых, кто внес вклад в
возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ
век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным
образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе
работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная
терапия.
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, 1942; Г.
Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных
достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность
традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения
в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.
Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь
глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы
о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о
соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы,
способствовавшиеся развитию танцевально-двигательной терапии:
* После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая
и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. "Первой
леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в
больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в
терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными,
добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали
способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.
* 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия
выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.
* 60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало
работе с группами и разработке методов развития самосознания.
* Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ
коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).
Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман
(Wigman): "Танец – это живой язык, которым говорит человек... Танец требует
общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а
инструментом выражения – человеческое тело".3
В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической
модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри
Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях,
но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к
ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств,
выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания
и фантазии через символические действия.
Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала
аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так
же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может
значить без тела..." К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он
называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь
неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными
для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело – не отдельные сущности,
а одна и та же жизнь".4
Основные принципы и цели танцевально-двигательной терапии.
Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и
осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что
они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей
современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие
от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в
танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно
достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И
еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов
работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип
активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а
терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия
больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт,
|
|