|
углубленной работе со специфической частью картинки, особенно если у него
достаточно энергии и вдохновения или если отмечается необычный недостаток их.
8. Ребенку предлагается вести диалог между двумя частями его картинки или двумя
соприкасающимися либо противоположными точками (такими, как дорога и автомобиль
или линия вокруг квадрата, или счастливая и печальная сторона образа).
9. Психотерапевт просит ребенка обратить внимание на цвета, излагая свои
предложения о том, как нарисовать картинку.
10. Осуществляется наблюдения за внешними проявлениями поведения:
особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами,
дыханием, паузами. Молчание может означать контроль, обдумывание, припоминание,
репрессию, тревогу, страх или осознание чего-либо.
11. Психотерапевт работает над идентификацией, помогая ребенку "отнести к
себе" то, что он говорит, описывая картинку или ее части.
12. На этом этапе рисунок откладывается, и прорабатываются реальные жизненные
ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка.
13. Психотерапевт выясняет, нет ли пропусков или пустых мест на картинках, и
обращает внимание на это.
14. Психотерапевт останавливается на тех вещах, которые выходят на первый план
для ребенка, или заостряет внимание на том, что ему самому кажется наиболее
важным.
Составной частью рабочей модели Вайолет Оклендер является содействие
нормальному развитию и личностному росту ребенка. Здоровое непрерывное развитие
ощущений, тела, чувств и интеллекта ребенка – это основа его чувства Я. Сильное
чувство Я позволяет устанавливать хорошие контакты с окружением и людьми в этом
окружении. Взрослея, дети убеждаются, что жизнь далека от совершенства, что мы
живем в мире, полном хаоса, в мире противоречивом и двойственном. Более того,
люди, которые растят детей, имеют свои собственные трудности, с которыми они
борются. Дети учатся преодолевать трудности и использовать свои компенсаторные
возможности.
По мнению В. Оклендер большинство детей, нуждающихся в помощи, обычно
имеют одну особенность: выраженное в той или иной степени нарушение способности
к установлению контактов. Для установления контактов необходимы: осязание, слух,
обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова. Дети с болезненными явлениями
не могут эффективно осуществлять одну или более функций обеспечивающих
возможность их контакта с взрослыми людьми, другими детьми и своим окружением в
целом.
Дети в какой-то степени сами защищают себя. Некоторые из неприятной
ситуации стремятся уйти. Другие, чтобы поддержать себя и сделать свою жизнь
легче и уютнее, создают фантастические образы. Некоторые играют, работают,
учатся, как ни в чем не бывало, игнорируя свои болезненные переживания.
Некоторые защищаются, стремясь выделяться каким-то образом; такие дети
стараются привлечь к себе внимание, что часто сопровождается тенденцией к
усилению тех самых поведенческих проявлений, которые более всего не переносят
взрослые.
В следующей главе мы разберем, как можно избавиться то страхов с помощью
изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.
Глава № 2
Устранение страхов с помощью изотерапии
Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения,
гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать,
отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и
гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного
человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это
же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в
различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами. [2; ст. 129]
Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к
ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя положительными и
сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону
голову , защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места бессилию,
невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть
бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.
Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения,
даже гнева, но только не страха и печали.
Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих
возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и
выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не
означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него
уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное
значение для психического развития.
В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может
быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою
неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении. Обычно его так
настраивают родители, и не следует ожидать, что их отпрыск без колебаний
выполнит задание. Из специально проведенного анализа следует, что если оба
родителя имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у
детей снижается вдвое; если только один родитель с таким характером, то эффект
хуже в 1,5 раза.
|
|