|
изобразительным искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно
организованной деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При
проведении арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности
внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого
акта. Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как
можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о
художественных достоинствах своих работ.
Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное
понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную, деятельную
и проективную, однако, это разделение основано на внешнем характере метода и
касается только экспрессивного компонента. В зарубежной психотерапии выделяют 4
основных направления в применении арттерапии:
1.Использование для лечения уже существующего произведения искусства
путем их анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).
2.Побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий
акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арттерапия).
3.Одновременное использование первого и второго принципов.
4.Акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с
пациентом в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в книге
Хайкина "Художественное творчество глазами врача", включает в себя роль
эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и
уровня адаптации, на которой это действие проявляется:
1.Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующегося
действия лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила,
некоего эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.
2.Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение и компенсация
достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько вследствие
снижения напряжения.
3.Ассоциативно-коммуникативный уровень адаптации: лечебное действие
арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция,
обсуждение и осознание конфликта), облегчением психотерапевтических контактов
и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим эстетического
компонента, ибо результат достигается даже при простейшем проективном
изображении проблем.
4. Социально-коммуникативный уровень адаптации: в качестве адаптирования
используются прикладные возможности творчества, арттерапия рассматривается
упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время провождения,
принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.
5.Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,
физиологическое и координационно-кинетическое влияние пластического изображения,
творчества на организм и психику.
Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в
экспрессивном творческом варианте, когда творят сами больные, и в импрессивном,
когда используется восприятие уже готового произведения изобразительного
творчества.
Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств,
преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека,
поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие
люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и
решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу, основной источник
человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и
самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков
эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления.
Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение
высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта-помочь людям
ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента
высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил
является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому
стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.
Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму
реагирования и сублимации.
Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс
человека заменяется визуальным художественно-образным представлением.
Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,
позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу
обеспечивает прямой доступ к бессознательному.
Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за
счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения
бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой
деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в
символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений.
Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание
и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех,
кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в творчестве легче, чем
рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине,
нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы
ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном
контакте, поэтому в результате арттерапии больной правильнее и реальнее
оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер
|
|