|
Оглавление
ГЛАВА № 1 3
ВВЕДЕНИЕ 3
АРТТЕРАПИЯ. 4
Цели арттерапии. 8
ИЗОТЕРАПИЯ. 9
Проективный рисунок 11
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО МЕТОДУ В. ОКДЕНДЕР. 14
ГЛАВА № 2 17
УСТРАНЕНИЕ СТРАХОВ С ПОМОЩЬЮ ИЗОТЕРАПИИ 17
Глава № 1
Введение
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы
психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность
проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему
наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики
позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее
переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним
происходит.
Я в своей работе не берусь описать все многообразие арттерапевтических
форм работы с детьми. Но на некоторых я остановлюсь более подробно, и особое
внимание я уделю проблеме разрешения, переживания страхов. Страхи являются
неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты страхи могут
разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое существо целиком.
Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд, не является
конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в
лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в
большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изоттерапия, которая позволяет
наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания,
которые могут лежать глубоко в сознании или даже бессознательном.
Арттерапия.
Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании
своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание
использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые
проводились в больницах и центрах психического здоровья.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З.
Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную
базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через
развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя
классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в
арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга, искусство, особенно
легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в значительной степени
облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления
зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".
Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является
техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу
сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством
эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные
возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически
неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах
творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты,
объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и
установления отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению
сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как
исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя,
сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.
Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в
качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма
психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой
символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти
ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных
способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей
изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение".
В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия
|
|