|
информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.
Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно
действуют.
- *
ненный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный
(или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии.
По справедливому замечанию Б.С.Братуся, ?тем самым мы
едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать
специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая?
(З, с. 10].
Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление
образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной
группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы
математической статистики. Статистическая норма выглядит
как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее
чем половине) людей в популяции. При этом ?усреднение?
людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему,
Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал ?нормального
человека? как индивида, ?обладающего хорошим аппетитом,
порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое,
уважающее всякую власть домашнее животное? [3, с. 8].
Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном
критерии. Она существует преимущественно в форме требований
(задач) различной степени трудности. Например, ?хорошим
? гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы
закона, а ?нормальным? работником является тот, кто хорошо
справляется с профессионально-квалификационными требованиями.
Другой вариант критериально-ориентированных норм — это
школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами
(требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно
делятся на ?справляющихся? с ней и ?несправляющихся?, т.е. неуспевающих.
Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения
положительных качеств выдающихся представителей человечества,
обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие
черты ?замечательных? людей, идеальная норма выступает
преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов
для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от
реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения
человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы
в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают
духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества.
Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427—347 гг.
до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют
их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность
всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке
заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей.
Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей.
В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководи-
19
21
Виды социальных норм и механизмы их регулирования
Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание.
Нормы могут быть формализованы — записаны в виде
законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в
таких формах общественного сознания, как народные традиции,
социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм
тесно взаимосвязаны.
По сфере регулируемых отношений выделяют следующие о с-
новные группы социальных н о р м: духовно-нравствен -
Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представления
о развитии личности вышли за границы процесса социальной
адаптации. Они существенно пополнились таким важным процессом,
как индивидуация. Последняя включает познание, принятие,
развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории
К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс
самоактуализации — актуализации врожденного стремления чело-
века к росту и развитию своей личности в соответствии с тем,
кикой она является по своей природе и возможностям [15].
Следуя установкам гуманистической психологии, Б.С.Братусь
описывает нормальное развитие человека как развитие, которое
ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая
сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к
другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству,
целетворящем характере жизнедеятельности, потребности
В позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности
К свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой
и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными
проявлениями будет аномальным [3].
Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму
интрапсихических характеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную
|
|