|
личность с точки зрения интегрированной самости, т. е.
личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием
между сознательным и бессознательным, адекватностью
ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с
самим собой, самоосуществлением [22].
В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение
оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего
мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все
же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться
с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными
фрустрациями и тревогой [21].
Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению
как психологической, так и социальной нормы вообще.
20
мая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели.
Добродетель представляет собой порядок и гармонию души.
Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество
(смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость.
Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т.е.
добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по
Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].
Идея тесной связи ?нормальности? человека с его добродетельностью
пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл
добродетелью ответственность человека по отношению к своему
существованию, а пороком — безответственность. Цель человеческой
жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех
своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность
и аномальность каждого человека формально определяются
степенью преобладания в его личности того или иного идеального
типа [21]. В данном случае термин ?идеальный? имеет иное значение
и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных
типов личности, принятых в науке за ориентиры.
Таким образом, при специальном изучении норма как единый
образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная
схема, слабо связанная с многообразием реальной психической
жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный
исследователь П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры
по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого
человека можно найти, например, психопатические черты [4].
Гениальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский
в романе ?Идиот? раскрыл всю трагичность и нелепость ?идеального
человека — князя Мышкина?, его несовместимость с реальным
миром людей.
Современная психология — это прежде всего наука о личности,
поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом
о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего
благополучие личности связывается с такой социально-психологической
ее характеристикой, как способность адаптироваться к
социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например
Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным
критерием нормы и аномалии личности, так как она может
предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и
отказ от своей личности [19, с. 122].
В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного
здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом
?чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме
— как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость человеческой
личности обнаруживает свой внутренний смысл в той
роли, которую она играет в целостном сообществе? [18, с. 197].
ность в целом скорее связывается со способностью человека жить
в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности
существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи лю-
дям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности;
содействия прогрессу.
В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образо-
вание с этическими нормами. Морально-этические нормы пред-
ставляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы
(реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями
морально-этических норм являются конкретные социальные объ-
единения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно
текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например
русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием
нравственных ценностей, но могут и противоречить им,
что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или
законов асоциальных групп.
Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки,
например расовые или этнические. В случае стереотипов
мышления представления человека могут быть устаревшими, за-
етывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную
|
|