|
Принято деление защит на примитивные (первичные, архаичные)
и более зрелые (вторичные). Среди архаичных защит выделя-
ют: примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль,
примитивную идеализацию и обесценивание, проекцию, интро-
екцию и проективную идентификацию, расщепление, диссоциацию
[11, с. 130].
Примером примитивной изоляции могут служить ситуации,
когда младенец попросту засыпает, т. е. автоматически переходит в
другое состояние сознания от перевозбуждения или неудовольствия.
Во взрослом возрасте стремление избегать напряжения может проявиться
в склонности использовать с этой бессознательной целью
химические вещества.
Другим примером будет поведение человека с зависимостью к
алкоголю (наркотикам), упорно отрицающего наличие проблемы
и убежденного в том, что он контролирует ситуацию. В данном
случае включается такой защитный механизм, как отрицание. Эта
реакция — отзвук архаического процесса, уходящего корнями в
детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая
вители более позднего направления в психоанализе — теории
объектных отношений последовательно развивают идею о связи
психологических проблем с неблагополучием в объектных отношениях.
Огромное значение имеет то, как ребенок переживает отношения
с родителями, какие чувства значимых объектов интер-
нализируются им, какие образы родителей продолжают существо-
вать в его бессознательном, влияя на поведение личности на протяжении
всей ее жизни [13, с. 226].
В рамках Сэлф-психологии (психологии собственного Я) защита
рассматривается как средство поддержания непротиворечивого, позитивного
чувства собственного Я. Самоуважение несомненно влияет
на поведение человека. Например, два человека с одинаковыми
суицидальными намерениями могут различаться по субъективным
переживаниям. Один ощущает себя плохим, испытывает чувство
вины за свое никчемное существование. На языке теории объектных
отношений он переполнен интернализированными объекта-
ми, говорящими, что он плох. Другой ощущает себя не столько
аморальным, сколько внутренне пустым, дефективным, безобразным.
Субъективно он лишен интернализированных внутренних
объектов, которые могли бы направить его.
Внутри психоаналитического течения и подходов, вышедших
из психоанализа (неофрейдизм), существует еще несколько теорий,
оказавших существенное влияние на современное понимание
характера и поведение человека. Они включают идеи: аналитической
психологии Карла Юнга; индивидуальной психологии
Альфреда Адлера; теории травмы рождения Отто Ранка; трансакт-
ного анализа Берна. Для объяснения отклонений поведения личности
наиболее полезной оказалась теория Адлера.
Индивидуальная психология Альфреда Адлера (1878—1937) помогает
понять психологические причины многих форм отклоняющегося
поведения. А.Адлер считал основным фактором, определяющим
развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем
виде — это цель достижения превосходства над другими. Ее
конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно:
стремление к власти, красоте, богатству, силе, известности, образованности
и т. д. Цель достижения превосходства возникает в
первые годы жизни как реакция на чувство, неполноценности,
которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости.
Слабость переживается как чувство неполноценности. Чувство неполноценности,
по мнению Адлера, впервые возникает в 4—5 лет.
Его усиливают два основных фактора. Во-первых, это врожденные
дефекты (ослабленность здоровья, физические недостатки, слишком
маленький рост). Во-вторых, это неправильное воспитание
ребенка в семье (сверхпотворство, недостаток любви к ребенку).
Чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как
ребенок справляется с требованиями среды [1].
60 61
убежденность: ?Если я не признаю этого, значит, это не случилось
?.
Проекция и интроекция, в свою очередь, могут лежать в основе
таких проявлений, как: садизм, эксплозивность (взрывчатость),
депрессия в случае смерти близкого человека. Аналогично в ситуациях
страха люди пытаются овладеть негативными чувствами и перенимают
качества мучителя (проективная идентификация).
Таким образом, использование архаичных защит как бессознательного
механизма снятия тревоги может приводить к психологическому
избеганию или малопродуктивному отвержению беспокоящих
факторов жизни.
Вторичные, более зрелые, защитные механизмы предположительно
формируются на более поздних этапах психосексуального развития
и являются относительно более продуктивными — способствующими
лучшему разрешению внутренних конфликтов и лучшей
|
|