|
Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих
проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, создавая
специальные условия. Например, в ходе клиентцентрирован-
ной терапии это — искренний интерес к личности, безусловное
положительное принятие человека, безоценочное отношение к
нему.
Понятие самоактуализации личности является ключевым также
для А.Маслоу (1908— 1970). Согласно его взглядам, человек как
целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями,
которые реализуются под влиянием социальных условий.
Потребности образуют иерархию — от низших к высшим:
— физиологические потребности;
— потребность в безопасности;
— потребности в любви и привязанности;
— потребности в признании и оценке;
— потребности в самоактуализации — реализации потенций,
способностей и талантов человека.
Высшие потребности активизируются только тогда, когда удовлетворены
более низшие. Самоактуализация как способность присутствует
у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства
она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди —
самоактуализирующиеся личности — выступают примером нормального
развития, поскольку максимально полно воплощают
человеческую сущность [19, с. 197].
Из концепции самоактуализации вытекают следующие выводы.
Одной из причин отклоняющегося поведения может выступать блокировка
процесса самоактуализации. Это может означать: фруст-
54 55
рацию базовых потребностей (препятствия на пути их удовлетворения);
индивидуальную фиксацию на потребностях низших уровней;
недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные
социальные условия. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация
через любовь, творчество и духовность невозможна,
она может быть подменена самовыражением через девиантное поведение.
Творчество Э.Фромма (1900—1980) созвучно рассматриваемым
идеям (несмотря на его формальную принадлежность к так
называемому ?неофрейдизму?). По мнению Э.Фромма, стремясь
к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать
экзистенциальные противоречия. Это — дихотомия жизни и смерти;
конфликт между стремлением к реализации всех возможностей
и недостаточная для этого продолжительность жизни; проти-
воречие между чувством одиночества и связанности с другими
людьми.
Человек не может устранить эти объективные противоречия,
но может по-разному на них реагировать. Человек преодолевает
свое противостояние миру, чувство одиночества и бессилия с помощью
различных механизмов. Эти механизмы приводят к ?бегству
от свободы?. Они противостоят ?позитивной свободе? — подлинной
связи с миром через любовь и труд [24, 25, 26].
Э.Фромм обозначил первый механизм как авторитарный характер.
Авторитарная личность отказывается от собственного Я, от
бремени свободы и автономности. Ее крайним выражением является
садомазохистский комплекс. Наиболее полно этот тип бегства
проявляется в тоталитарных государствах, где массы симбиотиче-
ски сливаются с лидером. Второй механизм бегства — автоматизирующий
конформизм, при котором человек полностью усваивает
тип личности, предлагаемый ему социальным шаблоном, утрачивая
индивидуальность. Третий путь — деструктивность — связан с
отчуждением от мира через его разрушение. В отличие от садизма
деструктивность не стремится к господству, но она превращает
все живое в мертвое.
Итак, экзистенциально-гуманистическая психология делает акцент
на высших проявлениях человеческой личности, таких, как
ее духовное бытие и самоактуализация. Духовное бытие предполагает
выход за пределы своей личности. Оно связано с самоопределением
в человеческих ценностях, с признанием важности своей
индивидуальности и самореализацией. Оно проявляется в высших
чувствах, таких, как: свобода и ответственность, долг, сострадание,
уважение, интерес, любовь, надежда, радость творчества. В случае
девиантности мы наблюдаем совершенно иную картину. Поэтому
отклоняющееся поведение, безусловно, можно рассматривать
как следствие экзистенциальных проблем личности и нарушений ее
духовного развития.
ветствии с принципом реальности и является колыбелью вторично-
го процесса мышления (последовательного, логического, ориентированного
на прогнозирование). Таким образом, Эго является посредником
между требованиями Ид и ограничениями среды. Оно
имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательное
Эго — то, что большинство людей понимает под термином
?Собственное Я?, или ?Я?, бессознательное Эго включает в
|
|