|
о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно
изменяются в течение жизни. Самоактуализация — стремление
личности к росту и развитию в соответствии с изначально
заложенными в ней потенциальными возможностями. Тенденция
к самоактуализации ярко проявляется у человека и является признаком
личностного благополучия. Самоактуализирующаяся личность
имеет ряд специфических характеристик: открытость новому
опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля (самостоятельность,
независимость, ответственность), стремление
существовать в процессе (роста и развития). Нормальная (здоровая)
личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся
личности [16].
У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован
и существует лишь в возможности. Основная преграда, по мнению
К. Роджерса, коренится в системе так называемых условных
52 53
Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению
В. Франкла, является стремление к смыслу. Людям требуется обнаруживать
смысл, то ради чего стоило бы жить, буквально во всем.
?Смысл нельзя дать, его нужно найти? [20, с. 37], поскольку он
уникален для каждого человека и может быть осуществлен только
им самим. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя,
выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и
невозможно. Гиперрефлексия (чрезмерная саморефлексия) и гиперинтенция
(чрезмерное внимание к удовлетворению своих желаний)
— два главных способа, которые люди предпочитают использовать,
чтобы не выходить за рамки своего Я. Найти смысл в
чем-то вне себя можно тремя различными способами: 1) что-то
делать, давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от
жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию
по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например
при смертельном заболевании (ценности отношения). Кроме того,
переживания, имевшие место в прошлом, и религия — это еще
две области, в которых люди могут?обнаружить смысл.
Тогда, когда фрустрировано (чем-то блокировано) стремление
к смыслу, возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Апатия
и скука — ее главные характеристики. Экзистенциальная фрустрация
сама по себе не является ни патологической, ни патогенной.
Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленные тщетными
поисками смысла жизни, — это скорее духовные бедствия, чем
болезнь. Ощущение бессмысленности жизни одновременно может
быть признаком интеллектуальной искренности и честности.
Нормальность и аномальность личности, по мнению В. Франкла,
определяются особенностями ее позиции по отношению к
жизни, смерти и своей судьбе. ?Страдание, вина и смерть — названные
мной триединством человеческого существования — ни в
коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, всегда могут
трансформироваться во что-то положительное?, — пишет В. Франкл
[20, с. 23]. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. ?Осуществляя
же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое
человеческое в человеке? [20, с. 43].
Позиция аномальной личности обозначается В. Франклом как фаталистическая.
В этом случае человек не рассматривает себя как
ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно,
как активного участника своей собственной жизни. Вследствие этого
он позволяет различным — природным, социальным и психологическим
— детерминантам определять свой жизненный путь. Сам
же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности,
опустошенности и тщетности. Состояние внутренней пустоты
В.Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная
фрустрация и экзистенциальный вакуум — непосредственные причины
особых ?ноогенных неврозов?. В. Франкл определяет нооген-
ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится
положительно к себе и другим людям только в случае их
соответствия каким-то условным идеалам. В то время как при безусловном
положительном отношении человек рассматривается как
высшая ценность и заслуживает принятия без каких-либо условий
его соответствия идеалам-требованиям.
Условные ценности формируются в детстве в семье, например
когда мать, используя потребность ребенка в любви и уважении,
выражает отрицательное отношение к нему из-за невыполнения
им ее конкретных требований. Далее самоуважение ребенка будет
зависеть от навязанных ценностей матери и способности им соответствовать.
Находясь под жестким влиянием навязанных условных
ценностей, личность по существу превращается в маску-личину.
Таким образом, для нормального развития человек должен иметь
опыт самовыражения. Напротив, нереалистичные, искаженные
представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт
между потребностью в самореализации и зависимостью от
оценок извне, — все это неизбежно вызывает проблемное поведение.
|
|