|
8. Дюркгейм Э. Социология. — М., 1995.
9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
10. Лабковская Е.Б. Юридическая психология: Теории девиантного поведения:
Учеб. пособие. — СПб., 2000.
11. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев, 1989.
12. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.,
1983.
13. Личко А.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. — Л., 1991.
14. Лоренц К. Агрессия. — М., 1994.
•
15. Нельсон Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.,
2000.
16. Психология индивидуальных различий: Тексты. — М., 1982.
17. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. — М, 2002.
18. Современная психология: Сб. статей. — М., 1996.
Глава 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному
поведению • Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения
• Отклоняющееся поведение как результат научения • Схема
анализа отклоняющегося поведения
Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному
поведению
Мы рассмотрели социальные и биологические условия, способствующие
формированию поведенческих девиаций, и, наконец,
подошли к вопросу о психологических механизмах отклоняющегося
поведения личности. Почему при одних и тех же условиях люди
демонстрируют различное поведение, в том числе генетически идентичные
однояйцевые близнецы? Какие подструктуры и свойства
личности несут ответственность за отклоняющееся поведение? Какие
психологические механизмы запускают и поддерживают девиантность?
Наконец, какие свойства личности препятствуют формированию
поведенческих отклонений? В данной главе мы попытаемся
найти ответы на поставленные вопросы с помощью обзора
ведущих психологических концепций, проливающих
свет на сущность отклоняющегося поведения личности.
Начнем обзор с экзистенционально-гуманистического подхода,
рассматривающего личность и ее поведение в аспекте сущностных
характеристик человека. Наибольший интерес в этом отношении,
на наш взгляд, представляет концепция австрийского психиатра
и психолога В. Франкла (1905—1997). В его понимании специфические
человеческие характеристики — это прежде всего духовность,
свобода и ответственность [20]. Духовное бытие человека
предполагает осмысленное существование в форме свободного
самоопределения в мире ценностей (с учетом объективных обстоятельств
его жизни), за что он несет ответственность перед своей
совестью и Богом. Проблемы поведения так или иначе связаны с
дефицитом рассмотренных качеств, т. е. с проявлениями бездуховности.
51
ный невроз как ?такой, который вызывается духовной проблемой,
моральным или этическим конфликтом? [20, с. 312].
Экзистенциальный вакуум не только вызывает чувство бессмысленности
и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные
бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в
отношении которых автор использует термин ?массовая невротическая
триада?. Например, такое следствие депрессии, как самоубийство,
по мнению В. Франкла, на 85 % является следствием
экзистенциальной фрустрации. Что касается наркомании, то люди,
имеющие низкие жизненные цели (или не имеющие цели), с большей
степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках,
чем те люди, которые имеют четко определенные высокие
цели в жизни. И агрессивными люди становятся тогда, когда их
захватывают чувства пустоты и бессмысленности. В.Франкл полагает,
что экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация
с каждым годом распространяются все более широко. Молодые
люди явно страдают от недостатка положительных образцов
для подражания (воспитателей и кумиров, нашедших в жизни
смысл).
Таким образом, в соответствии с воззрениями В. Франкла, отклоняющееся
поведение возникает потому, что люди подавляют свою
духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать
помощь человеку с отклоняющимся поведением значит помочь
ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою
судьбу, с последующим открытием им смысла своего существования.
К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманистические
теории, например клиентцентрированная психология
(психотерапия) К. Роджерса (1902—1987). Ключевое место в данной
системе занимают понятия самости и самоактуализации. Самость
или Я-концепция — это совокупность представлений человека
|
|