Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Змановская Е. В. - Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)
<<-[Весь Текст]
Страница: из 152
 <<-
 
Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил
концепцию аномии. Термин ?аномия? в переводе с французского
означает ?отсутствие закона, организации?. Это такое состояние
социальной дезорганизации — социального вакуума, когда старые
нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а
новые еще не утвердились. Э.Дюркгейм подчеркивал необходимость
объяснения различных форм социальной патологии именно
как общественных явлений. Например, количество само-
И. Гофман выделяет три типа стигмы: физическая стигма (врожденные
аномалии и телесные увечья); дефекты воли (алкоголизм,
наркомания, душевные болезни); расовые стигмы (?черные?) [9,
с. 14].
Сазерленд в 1939 г. сформулировал теорию дифференцированной
ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение -
сложная и дифференцированная форма поведения. Ему учатся в
интеракции (взаимодействии). Этот процесс включает усвоение
девиантной мотивации, оправдания и техник реализации девиант-
ного поведения.
Девиантное поведение также может быть описано с помощью
понятия ?социальная роль?, или ?социальная функция личности?
(Дж. Мид, М. Дойч, Р. Краусс). Роль — это система ожиданий относительно
поведения человека, представление человека о модели
собственного поведения, наконец, поведение сообразно с занимаемым
положением — статусом. В соответствии с этим люди могут
принимать на себя различные роли, в том числе роль девианта.
Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения
может стать отношение самой личности {группы) к социальным нормам
(Г. Сайк, Д. Матза). Например, чтобы освободиться от моральных
требований и оправдать себя, человек может ?нейтрализовать?
действие норм следующими способами: ссылаться на высшие понятия
(дружбу, преданность группе); отрицать наличие жертвы;
оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией
с ее стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред
своего поведения [9, с. 15].
Современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг на
Примере подростковой девиантности также раскрывает девиантное
поведение через отношение личности к культурным нормам.
Отклоняющееся поведение — это ?специфический способ изменения
социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью
ценностного отношения к ним? [9, с. 17]. Для этого используются
особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д.
Девиантные действия подростков выступают как средство достижения
значимой цели, самоутверждения и разрядки.
Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические
теории рассматривают девиантное поведение как результат
социальных процессов, сложных взаимоотношений между
обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим,
что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося
поведения, например социальная дезорганизация и социальное
неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим
К пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе
социализации его личности.
Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех
же социальных условиях различные люди демонстрируют принци-
44 45
ретризм (пассивный уход от выполнения социальных норм, например
в форме наркомании);
мятеж (активный бунт — отрицание социальных норм) [9, с. 11].
Конфликт между целями и средствами их достижения может
привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных
способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет
относительно высокий уровень преступности среди низших
социальных слоев.
Другими объективными факторами социальных
девиаций признаются: различия между участниками социального
взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т.Парсонса);
несоответствие между распределением благ и личными качествами
людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и
обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства
помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную
или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять
соответствующие формы девиантного поведения.
Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности
является чрезвычайно важным, хотя и недостаточно изученным
вопросом. В то же время хорошо известно, что личность
всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев
групповые потребности доминируют — быть включенным в группу,
следовать ее нормам, подражать ее участникам, противопоставлять
себя другим группам. На этой почве вырастают самые разнообразные
субкультуры — аристократическая элита, хиппи, металлисты,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 152
 <<-