|
Э.Дюркгейм настолько не сомневался в объективной природе
социальных отклонений, что утверждал ?нормальность? преступности.
По его мнению, нет никакого другого феномена, который обладал
бы столь бесспорными признаками нормального явления, ибо
?преступления наблюдаются во всех обществах всех типов... преступность
не снижается по мере развития человечества? [8, с. 86].
Более того, девиации есть составная часть всякого здорового
общества, ?фактор общественного здоровья? [8, с. 86]. В ?Социологии
? Э.Дюркгейм пишет: ?Преступление необходимо... полезно
для нормальной эволюции морали и права... случается, что оно
подготавливает изменения? [8, с. 90]. Например, согласно афинскому
праву, Сократ (470—399 гг. до Р.Х.) был преступником —
человеком, растлевающим умы молодежи. Между тем его преступление
— самостоятельность мысли — было полезно и для его родины
и для человечества. Оно служило подготовкой новой нравственности,
в которой тогда нуждались Афины, поскольку традиции
уже не отвечали условиям жизни.
Таким образом, Э.Дюркгейм рассматривал социальные отклонения
преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции
общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в
работах исследователей (в том числе В.Парето, Л.Козера), признающих
в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия
между классами и различными социальными силами,
например новаторскими и консервативными [3, с. 6].
Р. Мертон, один из наиболее ярких последователей Э.Дюрк-
гейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности
между определяемыми культурой устремлениями и социальной
структурой, задающей средства их удовлетворения. Например,
в современной американской культуре доминирует идея благосостояния,
которая в свою очередь определяет высокую индивидуальную
значимость успеха. Через социальные нормы культура
определяет не только цели, но и легитимные способы их достижения.
Так, если человек усердно трудится, его ?американская меч-
га? в конце концов должна стать реальностью.
Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достижения
успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противоречию
несколькими путями. В качестве таких путей адаптации
Р. Мертон выделил:
конформизм (полное принятие социально одобряемых целей и
средств их реализации);
инновацию (принятие целей, отвержение легитимных способов
их достижения);
ритуализм (негибкое воспроизведение заданных или привычных
средств);
42 43
опосредствованно, и люди ведут себя по-разному при одних и тех
же (обычных) физических условиях.
Гораздо более важным фактором, действующим на поведение
личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:
— общественные процессы (социально-экономическая ситуация,
государственная политика, традиции, мода, средства массовой
информации и др.);
— характеристики социальных групп, в которые включена личность
(расовая и классовая принадлежность, этнические установки,
субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-
профессиональной группе, референтная группа);
— микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический
климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений
в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие
значимые люди).
Социальные факторы отклоняющегося поведения
Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение
людей рассматривается прежде всего в рамках социологического
подхода. (Микросоциальные условия чаще выступают предметом
психолого-педагогических исследований и будут рассмотрены
в следующих разделах.)
Социологические теории рассматривают девиантное поведение
в контексте общественных процессов и норм, утвержденных
внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным
закономерностям, они зависят от времени и общества,
их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно
управлять.
Наиболее известными представителями данного направления
являются О.Конт, Г. де Тард, А.Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер,
Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного
поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюрк-
гейм (1858—1917). Исследование проблем преступности в трудах
Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ самоубийств
считается классическим социологическим исследованием
[7, 8].
|
|