|
«если вернулся,выйдя из дома - посмотри в зеркало, что бы не было беды».
3. Теоретическая стадия подразумевает достаточно сложные схемыобъяснения,
с помощью которых нормативный порядок легитимируется втерминах развитой
системы знаний. Эта стадия отличается отпредшествовавшей
уровнем интеграции. Легитимация норм на этой стадиипредусматривает понятные и
структурированные «системы отсчета» длясоответствующего комплекса норм.
Возьмем, к примеру, комплекс норм -регуляторов сексуальности. Если на первой
стадии ограничения существуютв виде простых запретов, например: «заниматься
мастурбацией - плохо»; тона втором уровне появится объяснение:
«будешь мастурбировать -заболеешь». Третий же уровень предполагает
соответствующую теориюсексуальности: «половое влечение заложено в
человека Богом, дляоставления потомства и выражения любви,
использование его в целях
154 Глава П. Социализация и социальный контроль.
личного удовольствия - грех». Для объяснения на этом уровне необходимо
сконструировать теоретическую схему, которая бы включала в себя и объясняла
большую часть реальностей, имеющих отношение к норме. В нашем случае нужно
объяснить, что такое мужская и женская сексуальность, ее место и роль в
человеческих отношения, связь с другими, смежными нормами (например,
самоограничение) и т.д.
4. Метатееретическая* стадия предполагает еще большую смысловую
интеграцию, по сравнению с предыдущей. Если на теоретической стадии происходила
смысловая интеграция реальностей, имеющих непосредственное отношение к норме,
то теперь все сектора нормативной реальности интегрируются во всеобъемлющую
картину мира. Четвертый уровень легитимации представлен символическими
системами, отражающими все уровни реальностей - от повседневности до
религиозного опыта. На этом этапе формируется нормативно-смысловая матрица,
упорядочивающая восприятие реальности и самовосприятие. Продолжая наш пример с
нормами, регулирующими сексуальность, на метатеоретической стадии, мы получаем
общую теорию сотворения мира Богом, концепцию спасения души, добродетели, греха,
теорию человека и половых различий -короче все сложное и многоуровневое здание
религиозного знания.
Таким образом, на конечной стадии легитимации, нормы должны быть
интегрированы в общую картину мира, имеющуюся у индивида. Отсюда интересный
вывод - нарушение даже отдельных норм, ведет к более или менее сильным
изменениям картины мира нарушителя. Можно сказать и по другому - нарушение норм
означает несовпадение картины мира «девианта» и «нормальных людей». Можно
указать и на одну очень важную проблему современного общества: отсутствие
единой интегрированной картины мира. Мир, тиражируемый средствами массовой
информации - плюралистичен.
'Мета- означает «сверх-, за-», передает смысл превосходства, выхода за пределы.
Глава П. Социализация и социальный контроль. 155
Мировоззрение большинства наших современников представляет собой хаотичный
сплав политических идей и лозунгов, научных теорий, религиозных и философских
концепций (различных, разумеется), книжных и киношных штампов, и все это
замешано на «здравом смысле» или его полном отсутствии. Современный человек от
этого часто страдает - не очень понятно, что хорошо и что плохо, где правда, а
где ложь. Это - ненормально (без кавычек), т.к. ясная картина мира - залог
психического здоровья - в противном случае психика и интеллект перегружаются,
пытаясь связать
Принцип информирова нности - одна из базовых закономерност
воедино несовместимое. Психика, как механизм адаптации не выносит неуверенности,
противоречий, альтернативных реальностей - все это затрудняет адаптацию, может
ей психической жизни
содержать угрозу (можно назвать это принципом
человека,
информированности'. необходимости в ясной и
щая
необходимость
знания
упорядоченной
картины
реальности;
неизвестность
таит
опасность.
непротиворечивой информации о реальности). Как следствие
- рост числа стрессов, нервно-психических расстройств,самоубийств,
популярность тоталитарных сект (дают яснуюкартину мира, избавляют от сомнений,
правда - в обмен навсе остальное: волю, силы, деньги, жизнь). Все это - сложные
и болезненные симптому современной цивилизации и их освещение выходит далеко за
рамки настоящего учебника. Нам же осталось рассмотреть еще один - последний -
аспект социализации.
Социализация, как ограничение. Поведение человека, потенциально
- бесконечно разнообразно. Поведение, согласно нормам
означаетзначительное ограничение этого разнообразие, сведение всех
возможныхповеденческих альтернатив к одной - нормативной. Учитывая, что одна
|
|