Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
самом себе. Идентификация предполагает эмоциональные отношения, она не может 
быть чисто интеллектуальной. Эта эмоциональность сохраняется и в дальнейшем, 
когда становится возможна идентификация с символами и институтами. 
Идентифицировать себя как члена партии или патриота - значит испытывать сильные 
эмоции по отношению к таким вещам, как «партия» или «патриотизм».

Легитимаци я     норм     -
объяснениенорм	в
процессесоциализации,    призванноеубедить в ихправильности	и
необходимое ти
{ация и социальный контроль.	151
      Управление эмоциями - важный элемент нормативной социализации. Ведь 
принять норму - значит испытывать положительные эмоции по отношению к символу 
или поведению, с которым она отождествляется. Норма честности предполагает 
желание быть честным, удовлетворение от проявлений честности. Она же 
подразумевает негативные эмоции по отношению к нарушению этой нормы: отвращение 
к нечестности, нежелание быть нечестным. Наши эмоции горя или радости, 
удовольствия или неудовольствия являются врожденными. Однако формы проявления 
этих эмоций и их направленность - определенно сконструированы в процессе 
социализации. Можно говорить об эмоциональной нормативности. Мы должны научится 
проявлять эмоции по правилам. Мы обязаны радоваться на свадьбе или во время 
встречи Нового Года, грустить при разлуке или на похоронах. Мы должны 
сдерживать эмоции в общественном месте и можем себе позволить проявлять их 
свободно с близкими людьми. Мы проявляем более сильные эмоции, когда дело 
касается наших принципов, и остаемся равнодушными, когда речь идет о вещах нас 
не волнующих. Кстати, этот факт важен для девиантолога: нарушения норм 
сопровождаются различными по силе эмоциями у разных людей. Одни люди сквозь 
пальцы готовы смотреть на то, как окружающие нарушают обещания, зато резко 
негативно реагируют на грубость. Другие напротив, готовы простить грубость, но 
трясутся от злости, когда кто-то нарушает обещания. Очевидно, что реакция 
напрямую будет связана тем, насколько для себя важными (имеющими значение для 
самоидентификации) человек считает те или иные нормы. Учитывая то, что 
говорилось выше, выведем закономерность: эмоции, сопровождающие нарушение или 
исполнение норм будут тем более сильными, чем более значимыми для 
самоидентификации будут ценности, служащие основанием для данных норм.
         
152 Глава П. Социализация и социальный контроль.
      Легитимизация норм. Люди - существа мыслящие и, как следствие, склонны во 
всем искать смысл. Мы не переносим бессмыслицы. Это в полной мере касается норм 
и правил. Как реагирует маленький ребенок на запрет «нельзя» или требование 
«нужно»? Правильно, - вопросом «почему». Одна из главных задач социализации - 
представить людям объяснения норм. Объяснить, почему нельзя одно, можно другое 
и нужно третье. Эти объяснения принимают различную форму на всем процессе 
социализации, постепенно усложняясь, подстраиваясь под когнитивное развитие 
ребенка. Что впрочем, отнюдь не исключает возможности пользоваться относительно 
простыми объяснениями «на взрослом уровне». Объяснение норм преследует две 
цели: 1. объяснить, почему существует норма и почему ее нельзя нарушать (обычно 
это связывается с картиной мира); 2. заставить признать данную норму, сделать 
ее легитимной*. Оба момента связаны, но это разные моменты. Ведь объяснить - 
еще не значит убедить, а социализация подразумевает именно последнее. Учитывая, 
что оба отмеченных момента в процессе социализации сливаются, мы будем называть 
объяснения норм легитимацией, делая тем самым акцент на убеждении. В этом 
процессе можно выделить несколько стадий:
       1. Доте еретическая стадия: начинается с момента овладением языком, т.е. 
практически - с первых месяцев жизни. В языке уже содержаться нормативные 
структуры, упорядочивающие, классифицирующие и проясняющие реальность. Например,
 ребенка окружают люди. Некоторые из них появляются чаще других. С появлением 
одного из них всегда связаны положительные эмоции и ощущения: тепло, кормление, 
поглаживания, ласковый голос. Когда ребенок узнает, что носитель этих свойств 
называется «мамой», это уже программирует его реакции на «маму», одновременно 
являясь фундаментом для дальнейшего накопления нормативных смыслов в отношении 
«мамы». На этом первом уровне ребенок сталкивается с самыми
'От лат. legitimus - законный, внутренне признаваемый.

Глава П. Социализация и социальный контроль.	153
простыми объяснениями-утверждениями, типа «так надо» или «так устроены вещи». 
Это уровень самоочевидного знания, формирующегося, как простая констатация 
фактов - «это так, потому, что это так».
      2.	Начально-теоретическая      стадия      содержит      
теоретическиеобоснования в зачаточной форме.  Это уровень простых 
объяснительныхсхем,   часто   имеющих   прагматическую   направленность,   
связанность   сконкретными   действиями.   Пословицы,   поговорки,   моральные  
 лозунги,народная мудрость, сказки, легенды - вот примеры подобных объяснений.
Ребенок знакомится с изречениями, типа «Без отца дитя - пол-сироты, а безматери 
 -  полная   сирота»   (легитимация  высокого   статуса  матери)   или«яблочко 
от яблоньки недалеко падает» (возможная легитимация стремлениябыть похожим на 
родителей). На этой же стадии объясняются   стереотипыповедения, скажем 
«мужчина должен быть мужественным, что бы бытьнастоящим воином» или «девочки 
должны вести себя скромно, что бы бытьжеланной невестой».  Суеверия можно так 
же отнести к этому уровню:«нельзя просыпать соль, иначе случится несчастье» или 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-