Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Девиантология :: Хагуров Т.А. - Введение в современную девиантологию
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-
 
(ассимиляция), либо изменение старых и выработку новых схем (аккомодация). 
Процесс усвоения новых и обогащения имеющихся схем протекает последовательно. 
Пиаже выделял три главные стадии когнитивного развития: сенсомоторную, стадию 
конкретных операций и стадию формальных операций.
      На первой, сенсомоторной стадии (примерно, до двух лет), осуществляется 
становление и развитие чувствительных и двигательных схем. Ребенок знакомится с 
окружающим миром непосредственно: он слушает, смотрит, трогает, нюхает, пробует 
на вкус, манипулирует, ломает и т.д. Все это позволяет ему накопить достаточно 
чувственных образов мира, что бы приступить к символической деятельности - 
заменять манипуляции с самими предметами манипуляциями с символами.
      На стадии конкретных операций (от 2 до 11-12 лет) преобладает именно 
символическая деятельность. Символическое мышление развивается параллельно 
овладению языком и другими знаковыми системами (жестами), позволяющими 
представлять бесконечную разнообразность окружающего мира в конечном наборе 
символов и знаков. Ребенок учится сравнивать, классифицировать, упорядочивать - 
т.е. совершать конкретные действия с какими либо элементами действительности.
      На стадии формальных операций (12-15 лет и далее) заканчивается 
формирование понятийного мышления. Все большую роль в познании мира начинают 
играть гипотезы и дедуктивные умозаключения. Мышление
         
Глава П. Социализация и социальный контроль.	147
становится абстрактным - отвлеченным от непосредственной реальности. Именно на 
этой стадии заканчивается формирование нормативного и нравственного мышления, 
связанное с понятиями «справедливость», «добро», «зло», «грех», «добродетель» и 
т.д. Для нас особый интерес представляют правила мышления, которыми человек 
должен овладеть на этой стадии. Эти правила делают мышление «нормальным», 
логичным. Не случайно логику определяют, как науку о правильном мышлении. 
Большинство людей, даже не изучавших логику, умеют мыслить правильно, согласно 
логическим законам. Мы интуитивно следуем этим законам: закону исключенного 
третьего (суждение может быть истинным или ложным, третьего не дано), закону 
противоречия ( запрет на противоречивые рассуждения) и другим. Нарушение этих 
законов в процессе мыслительной деятельности можно рассматривать, как 
когнитивную девиантностъ. Знание этих законов теснейшим образом связано с 
нормативностью и представлением о нормах. Например, «нормальный» человек не 
станет нарушать закон исключенного третьего, утверждая, что то или иное 
поведение является одновременно нормальным и девиантным. Мы пользуемся 
интуитивной логикой в нормативных рассуждениях, типа «человеческая жизнь - 
высшая ценность, поэтому убийство - самый страшный грех». Логическое мышление 
становится возможным благодаря глубокому владению языком, в котором, помимо 
всего прочего отражены все нормы и правила, регулирующие жизнь людей. На 
поведение человека накладывается лингвистическая схема, делающая его поведение 
«нормальным» и дающая ему рецепты взаимодействия с реальностью. Лингвистические 
схемы, выполняют две важные функции: мотивационную и интерпретационную. Они 
дают мотивацию к действию (например, желание действовать, как «хороший 
мальчик/девочка») и объясняют действительность («мальчики и девочки делятся на 
хороших и плохих»). Это

148 Глава П. Социализация и социальный контроль.

Интерналша ция   норм   -
принятие      в
качестве
своих
собственных
внутренних
убеждений   и
принципов.
еще раз подтверждает мысль, высказанную в предыдущем параграфе: язык -стержень 
любой нормативной системы.
Нормативное и нравственное развитие тесно связаны
с когнитивным. Здесь так же можно выделить несколько стадий, имеющих прямую 
связь с развитием интеллекта. Процесс интернетизации норм, можно представить на
примере норм чистоплотности. Суждение «мама сердится на меня сейчас» (простое 
восприятие) трансформируется в суждение «мама сердится на меня за то, что я 
написал в штаны» (конкретное восприятие), а затем в суждение «мама сердится на 
меня всякий раз когда я писаю в штаны» (первичное обобщение). Происходит 
фиксация связи между поведением и его последствиями. Можно назвать этот уровень 
нравственного развития инструментальным. Основной мотив выполнения нормы на 
этой стадии -прямая выгода (избегание наказания и получение поощрения). На 
следующей стадии нормативный горизонт расширяется. Первичное обобщение 
связывается с другими похожими обобщениями: суждение «бабушка, папа, сестра то 
же против того, что бы я писал в штаны» связывается с суждениями «воспитатели в 
детском саду ругают меня, когда я писаю в штаны» и «сверстники смеются надо 
мной, когда я писаю в штаны». Происходит формирование вторичного обобщения', 
«люди, вообще против того, что бы другие писали в штаны». Эту стадию можно 
назвать конвенциональной, норма рассматривается, прежде всего, с позиций 
социального согласия и возможных реакций других людей. Мотив выполнения норм 
принимает выраженную социальную окраску (одобрение или неприятие со стороны 
других). В целом нормы все еще рассматриваются с позиций выгоды. Наконец на 
третьей стадии происходит конечное обобщение', «человек не должен писать в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 141
 <<-