|
вынуждающая их контролировать? Ю.В чем проявляются нормативные функции
языка? 11. Что такое ценности? Какова их роль в поддержании норм?
§ 2. Социализация и закрепление норм.
Мы выяснили, что для того, что бы жить с людьми нужно многое знать.
Заметим, что это знание отнюдь не является врожденным. Всему, что мы знаем, нам
приходится учиться. От рождения мы умеем только принимать пищу и избавляться от
нее. Да и то, полностью самостоятельно мы можем только второе. В этом плане, мы
могли бы позавидовать «братьям нашим меньшим». Поведение животных регулируется
инстинктом - врожденной поведенческой программой. Например, пчела или муравей
рождаются, уже зная и умея все, что им нужно знать и уметь. В поведении многих
млекопитающих, хотя и играет роль научение, но все же инстинкты выполняют роль
основных регуляторов. Соотношение приобретенного и инстинктивного поведения у
человека и у животных выглядит примерно следующим образом.
Объем инстинктивного и приобретенного поведения у человека и у животных.
144 Глава П. Социализация и социальный контроль.
Научение Инстинкты
Таким образом, наше поведение - результат обучения. В полной мере
сказанное относится к нормативному поведению, поведению «по правилам». С
раннего детства мы начинаем учить и усваивать правила. Мы учимся быть
«нормальными» членами общества. Каждый из нас в полном смысле учится быть
человеком. Как это происходит? На этот вопрос мы и постараемся ответить.
Читатель может возразить: «Разве быть человеком нужно учиться? Разве
грудной младенец - не человек?» Давайте подумаем. Какой смысл мы вкладываем в
понятие «быть человеком»? К контексте нашего изучения девиантности, важнейшей
чертой человека является знание правил и норм взаимодействия. Маленький ребенок,
конечно человек, но человек только в одном аспекте - биологическом. Он еще не
является человеком ни в психологическом, ни в интеллектуальном, ни в социальном
отношении. Из биологического индивида ему предстоит превратиться в социальное
существо, с развитым интеллектом и гибкой психикой. Описывая этот процесс,
ученые используют термин социализация. Нарушения этого сложного и длительного
процесса являются одним из основных источников различных отклонений.
Показательна в этом отношении история «Аверонского дикаря». В 1799 г. в лесах
Аверона на юге Франции охотники нашли мальчика, который, по видимому, жил там
один. Мальчик не был похож на человека в психологическом плане, а отчасти, даже,
в физическом, он передвигался на четырех конечностях, ел как животное и кусал
тех, кто к нему приближался. Обоняние и слух были у него чрезвычайно развиты.
Он был способен ходить голышом в мороз или вытаскивать пищу из очень горячей
воды, что не доставляло ему никакой боли. Он издавал лишь нечленораздельные
звуки и крайне настороженно воспринимал людей. Молодой врач Итар предположил,
что данные симптомы - следствие ранней и длительной изоляции от людей. Итар был
убежден, что путем надлежащего
П
Глава П. Социализация и социальный контроль. 145
обучения ему удастся вернуть мальчика в лоно общества и дать ему возможность
жить нормальной жизнью. Однако, после пятилетних усилий Итар вынужден был
признать, что никогда, видимо, не достигнет своей цели. К юношескому возрасту
Виктор (так назвали мальчика) научился узнавать некоторые предметы, понимал
несколько слов и умел их произносить, мог написать и прочитать некоторые из них,
не очень представляя себе их значение; но вскоре он перестал делать успехи.
Попытки приучить Виктора к общению потерпели полную неудачу. Он так никогда и
не научился играть или вступать в какие-либо другие отношения с людьми, а его
сексуальное поведение было в полной мере животным. Вплоть до смерти в возрасте
около 40 лет никаких изменений в его поведении не наблюдалось.
Как человек, Виктор был явно девиантом, хотя его можно было считать
вполне нормальным для жизни в лесу. Он не знал и не мог пользоваться схемами
реальности, используемыми другими людьми - т.е. не имел социально-адекватного
знания об окружающем мире. Его психика, реакции и восприятие отличались от
аналогичных свойств «нормальных» людей. Наконец, он не имел представления о
морали или нравственности.
Таким образом, мы выделили три главных аспекта социализации: когнитивный,
психологический и нравственный. Их разделение очень условно - все три аспекта
тесно связаны между собой. Только совместное наличие всех трех аспектов
обеспечивает надлежащее усвоение норм и правил социальной жизни.
Нормы и интеллектуальное развитие. Знание норм и социальных контекстов
предполагает наличие развитого интеллекта. Интеллект - это наш способ
постижения мира. Без него невозможно ни знание норм, ни самооценка собственно
поведения, ни прогнозирование последствий нарушения норм (в виде наказания,
например). Попробуем рассмотреть подробнее процесс интеллектуального развития.
146 Глава П. Социализация и социальный контроль.
Согласно идеям французского психолога Ж.Пиаже, развитие когнитивных
способностей является результатом адаптации ребенка к внешнему миру. Поскольку
человек от рождения помещен в незнакомую и, часто, дискомфортную реальность, то
перед ним стоит задача приспособиться к внешним условиям. Само поведение
человека строится согласно схемам деятельности, имеющимся в его распоряжении.
Приспособление означает либо применение уже имеющихся схем к новым ситуациям
|
|